Рынок сетевого маркетинга в России оценили в 193,1 млрд рублей - исследование
Первое исследование российской MLM-отрасли, проведенное РБК, показало, что общий объем рынка оценивается в 193,1 млрд рублей (по итогам 2023 года).
В исследовании отмечается, что в настоящее время в отрасли происходят процессы, сходные с развитием российской экономики в целом. Так, начиная с 2022 года в MLM-бизнесе наблюдается активное импортозамещение, создание собственных производственных и научных центров крупнейшими MLM-компаниями. В частности, о создании Центра исследований и разработок объявила компания Avon. Компания NL International открыла собственную R&D лабораторию в Биотехнопарке п. Кольцово и инвестирует в расширение собственного производственного комплекса в Новосибирске.
Исследование основано на официальных данных о выручке MLM-компаний и тем самым опровергает устоявшееся мнение о непрозрачности сетевого бизнеса. Ведущие MLM-компании работают в полном соответствии с налоговым и иным законодательством, обеспечивая значительные и стабильные отчисления в бюджеты многих регионов. Так компания NL International по итогам 2023 года вошла в десятку крупнейших налогоплательщиков Новосибирской области в федеральный бюджет.
Аналитики отмечают тенденцию к расширению использования MLM-модели бизнеса в традиционных отраслях. В частности, в текущем году Альфа-Банк запустил новый канал продаж — «Свой в Альфе», выстроенный по всем правилам MLM-индустрии. Партнерский проект позволил привлечь почти 1 миллион новых клиентов и таким образом стал третьим каналом в банке по количеству новых привлеченных клиентов.
Также в рамках проведенного исследования были получены данные о структуре рынка MLM по основным товарным категориям и дана оценка количества покупателей на рынке MLM в 2024 году. Были определены лидеры среди MLM-компаний по оборотам и узнаваемости.