Спор из-за человечка: Купер подал в суд на Ленту
Сервис доставки «Купер» через свою структуру — ООО «Инстамарт сервис» — подал иск в суд по интеллектуальным правам к ритейлеру «Лента». Компания требует досрочного прекращения правовой охраны товарного знака «Сеть магазинов „Семья“» по 36 и 39 классам МКТУ, ссылаясь на его неиспользование. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на картотеку арбитражных дел.
В «Купере» заявили, что действуют строго в рамках закона и открыты к мирному урегулированию вопроса. Однако в «Ленте» считают, что инициатива «Купера» стала ответом на собственные действия ритейлера — подачу заявлений в Роспатент о прекращении правовой охраны нескольких товарных знаков «Купера» с изображением человечка. По мнению ритейлера, эти логотипы слишком напоминают знаки бренда «Семья», который был основан в 2015 году и перешёл к «Ленте» в 2021 году. Компания заявляет, что предлагала «Куперу» варианты досудебного урегулирования, однако те отказались.
До сделки с «Лентой» сеть «Семья» управлялась ГК ЭКС, подконтрольной экс-губернатору Пермского края Олегу Чиркунову. В её распоряжении находились 75 магазинов с общей площадью более 46 тыс. кв. м. После поглощения за 2,35 млрд рублей магазины были переформатированы под основной бренд. При этом товарный знак с человечком, зарегистрированный ещё в 2015 году, остался у «Ленты».
У «Купера» похожее изображение появилось лишь летом 2024 года в результате ребрендинга «Сбермаркета», на базе которого и был запущен новый бренд.
Как объясняет юрист Forward Legal Маргарита Легенкина, сейчас обе стороны стремятся доказать, что их логотипы не являются идентичными или похожими до степени смешения. Спор оценивается в Роспатенте. Тем временем, иск «Купера» о неиспользовании товарного знака требует от «Ленты» документально подтвердить его применение в последние три года — фото товаров, договоры поставки, примеры использования в рекламе.
По мнению гендиректора «Онлайн патента» Алины Акиншиной, инициатива «Ленты» в Роспатенте могла быть продуманным шагом, учётом возможных встречных действий со стороны «Купера». При этом, если дело дойдёт до окончательного судебного решения, проигравшей стороне, скорее всего, придётся отказаться от использования человечка в фирменной айдентике.
Для «Купера» это может означать значительные убытки — вплоть до срочного ребрендинга, переделки упаковки, отмены рекламных кампаний и замены визуального образа бренда.