Российский бизнес выявил увеличение масштабов скрытой безработицы
Под термином «скрытая безработица» подразумевается ситуация, когда работники переведены на неполный рабочий день или неделю, находятся в состоянии простоя или ожидают сокращения, пишут «Ведомости».
Согласно информации Роструда за июль, 14,4% сотрудников были заняты неполное время (в пересчете на среднесписочную численность), тогда как в июне эта цифра составляла 9,1%. В простое в июле оказались 11,1% работников (против 8,6% в июне), а заявления на увольнение подали 20,4% сотрудников (по сравнению с 16,7% в июне).
Наиболее остро эта тенденция наблюдается в промышленных центрах: Ярославской, Московской, Самарской и Ульяновской областях, а также в Республике Татарстан.
Как отметил Олег Соколов, возглавляющий департамент социально-трудовых отношений и социального партнерства аппарата ФНПР, параллельно с увеличением скрытой безработицы растет и задолженность по заработной плате, что подтверждается данными, полученными от членов организаций. Только за июль совокупный объем долгов достиг 1,7 млрд рублей, что на четверть превышает показатель прошлого года. Главной причиной, по его мнению, является высокая ключевая ставка Центрального Банка, которая затрудняет предприятиям привлечение кредитных средств для выплаты заработных плат.
Александр Калинин, заместитель председателя «Опоры России», подчеркнул, что к режиму неполной занятости в основном прибегает автомобильная промышленность. В свою очередь, Антон Данилов-Данильян, заместитель председателя «Деловой России», указал, что за автомобилестроительной отраслью последовали и смежные области — поставщики комплектующих и материалов — вынужденные сокращать объемы выпуска.
Любовь Филин, научный сотрудник Института Гайдара, предполагает, что рост скрытой безработицы может сохраниться в течение как минимум нескольких последующих кварталов. По ее мнению, прекращение этой тенденции в значительной степени будет зависеть от политики государства, а именно от готовности поддерживать спрос и стимулировать частный сектор.