Треть покупателей используют ИИ для поиска товаров
Онлайн-шоппинг более не является процессом, ограниченным текстовым поиском: сегодня клиенты активно задействуют ИИ-инструменты, включая голосовых помощников и возможность поиска по изображениям и видео, на всем протяжении своего покупательского пути в цифровой среде. Этот путь охватывает все этапы, от первоначального поиска идеи товара до его приобретения.
Покупатели в интернете используют различные каналы для поиска информации: хотя 70% начинают с поисковых систем, а 53% — с маркетплейсов, современные методы позволяют использовать не только текст. 55% опрошенных все еще вводят текстовые запросы, в то время как 38% комбинируют различные подходы. Лишь 22% ограничиваются текстовым поиском, а 23% предпочитают сразу обращаться к маркетплейсам.
Преимущество маркетплейсов (50% сценариев) над поисковыми системами (37%) зависит от типа товара и стадии выбора. Для повседневных покупок, таких как продукты или бытовая химия, пользователи чаще направляются непосредственно на маркетплейсы, руководствуясь привычкой и скоростью. Однако, при выборе более сложных товаров, вроде техники, мебели или косметики, сначала прибегают к поиску для изучения характеристик, отзывов и сравнения предложений.
Совместное исследование «Яндекс» и группы компаний Okkam, проведенное среди 4017 активных пользователей интернета в возрасте от 18 до 55 лет из российских городов с населением более 100 тысяч человек в июле-августе 2025 года, подчеркивает необходимость для брендов использовать ИИ-технологии и современные инструменты, такие как голосовой поиск, а также маркетплейсы и традиционные магазины для эффективной рекламы. Такой подход позволяет охватить все этапы пути покупателя и поддерживать взаимодействие с клиентами.