редакции
Большое будущее малого бизнеса: аналоговые барьеры и цифровые драйверы
Методы исследования:
● всероссийский панельный онлайн-опрос: респонденты от 18 лет, проживающие в городах с численностью населения до 500 тысяч — 1 600 респондентов;
● онлайн-опрос предпринимателей: представители малого и среднего бизнеса — 1 000 респондентов;
● экспертные интервью с предпринимателями, вовлеченными в интернет-торговлю, и представителями региональных органов власти — 40 респондентов.
Ключевые выводы
Потенциал роста. Вклад МСП в российский ВВП растет и в 2024 г. составил 21,7%, но остается значительно ниже уровня развитых экономик — 62,2% в Италии, 48,2 в Канаде, 43,5 в США. Расширение сектора — стратегическая задача, так как именно он придает экономике гибкость, адаптивность и устойчивость. СРеди ключевых барьеров увеличения доли индустрии в ВВП — ориентация экономики на сырьевые отрасли и крупные корпорации; кКороткая история рынка, не выстроена предпринимательская традиция; культурные стереотипы: барьеры начать свое дело, дефицит инструментов поддержки.
Значение МСП для развития регионов. Развитие локального бизнеса имеет множество позитивных эффектов: от снижения уровня безработицы и миграционного оттока, до повышения гибкости региональной экономики и качества жизни населения. В топ-3 ключевых направления позитивных изменений под влиянием развития МСП, по мнению россиян, попали: расширение ассортимента товаров и услуг (40%), создание новых рабочих мест (37%) и расширение возможностей для досуга (26%).
Позитивная динамика и факторы развития. Более половины предпринимателей (51%) позитивно оценивают динамику развития бизнеса за последний год, при этом те, кто использует маркетплейсы в своей бизнес-стратегии практически в два раза чаще склонны к позитивным оценкам: 66% против 35%. Основными факторами, влияющими на развитие МСП, предприниматели считают спрос, платежеспособность населения (8,23 балла из 10), развитие цифровых платформ (8,08), законодательную политику в отношении МСП (7,89), конкуренцию (7,89) и финансовые условия (7,85).
Ключевые барьеры развития МСП и экосистема поддержки. Основным препятствием для развития бизнеса предприниматели считают финансы — 70% респондентов отметили хотя бы один из барьеров, входящих в эту группу — высокие налоги (32%), высокие издержки (30%), высокие арендные ставки (28%), ограниченность локального рынка (19%). Помимо финансовой нагрузки МСП беспокоят административные барьеры (45%) и конкуренция (43%). Задачи для регуляторов и цифровых платформ: снижение обязательной доли финансовых расходов и бюрократической нагрузки, поддержание условий справедливой конкуренции.
Платформенный предприниматель — новый архетип бизнеса. Цифровая трансформация меняет подходы МСП: 91% предпринимателей пользуются хотя бы одним из онлайн-каналов продаж — 70% используют маркетплейсы, 59% доски объявлений, 51% соцсети. Популярность формата работы через цифровые платформы конструирует новый тип предпринимателя — «платформенного». Он отличается гибкостью, мобильностью, устойчивостью, сильными цифровыми навыками, стремлением к ускоренному развитию и масштабированию. Такая трансформация предпринимателей может стать основой дальнейшего роста сектора МСП.
Основные графики
Как повлияло развитие малого
и среднего бизнеса на жизнь вашего региона? (% респондентов, любое число ответов, опрос
населения)
Экосистема поддержки МСП
Оценка факторов влияния на
развитие малого и среднего предпринимательства (по 10-балльной шкале, опрос
предпринимателей)
Какие из следующих
возможностей наиболее важны и полезны для развития вашего бизнеса? (% опрошенных, любое число
ответов, опрос предпринимателей)
Ссылка на краткую версию исследования: