Не верь, не бойся, не проси: как 19 тыс. российских бизнесменов оказались под угрозой тюрьмы
В начале октября Верховный суд России признал законным использование ФСБ деклараций об амнистии капитала в уголовных делах. По сути, это решение поставило под угрозу уголовного преследования 19 тыс. бизнесменов, которые на сегодняшний день уже подали такие декларации.
«Если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твердые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе правоохранительным, трясти, не спросят об источниках и способах получения капитала, что он не столкнется с уголовным или административным преследованием и к нему не будет вопросов со стороны налоговых служб и правоохранительных органов»
Законодательство о деофшоризации и добровольном декларировании активов и счетов вступило в силу в 2015 году. Власти призывали бизнесменов возвращать деньги и активы на родину. Если предприниматель хотел легализовать свои доходы, у него была возможность освободиться от ответственности за совершенные в прошлом налоговые и валютные правонарушения, подав специальную декларацию.
Несмотря на правовые гарантии в законе, оказалось, что силовики не раз использовали данные из деклараций предпринимателей для их же уголовного преследования. Издание The Bell рассказывало о случаях такого преследования по подозрению в коррупции и налоговых правонарушениях. Опрошенные журналистами эксперты говорят, что следователи могут неофициально «подсмотреть что-то в декларации», после чего подтверждают эту информацию законным способом. В частности, в суд на такие ситуации жаловались «Волжская судоходная компания» и «Сахаголддиампай», но решения были приняты не в их пользу.
Самым же громким стало преследование совладельца компании «Усть-Луга» Валерия Израйлита. В отличие от других случаев, здесь ФСБ добилась решения суда для изъятия декларации предпринимателя из ФНС и официально включила ее в обвинительное заключение. Прокурор впоследствии признал, что использование декларации в деле было «излишне», но данные из нее обвинение использовать продолжило. Защита предпринимателя пожаловалась в суд, но успеха не добилась. Жалоба дошла до Верховного суда, и именно его решение не передавать жалобу в кассационную инстанцию стало фактическим одобрением использования спецдеклараций для уголовного преследования бизнесменов.
Впрочем, еще есть шанс, что президиум Верховного суда пересмотрит спорное решение в порядке надзора. Если этого не случится, останется Конституционный суд, который может проверить нормы уголовного кодекса на соответствие закону об амнистии, считают эксперты, опрошенные «Ведомостями».
Также читайте:
"Иные объекты": два слова, которые дорого обойдутся бизнесу
Малый и средний бизнес умирает: худшее полугодие с кризиса 1998 года
В России 246 тыс. долларовых миллионеров
Сколько надо информационного шума, чтобы не попасть в тюрьму