редакции Выбор
Торговля в России восстанавливается: исследование Сбербанка и Платформы ОФД
Сбербанк и «Платформа ОФД» проанализировали, как за период с апреля по середину мая, в сравнении «год к году», изменились показатели продаж в основных сферах розничной торговли и общественного питания.
Аналитики компаний использовали агрегированную обезличенную информацию кассовых чеков, поступающих в адрес «Платформы ОФД» с 900 тыс. кассовых аппаратов по всей России (ежедневно обрабатывается по 40 млн чеков). Сравнивали данные за апрель и 1-15 мая 2020 и 2019 гг.. В выборку попала информация об официальных продажах, т.е. зафиксированная кассовыми аппаратами и поступившая в адрес ОФД.
Исследование показало следующие изменения среднего чека покупок и объемов продаж (в денежном выражении) в различных сегментах бизнеса.
Сравнение апреля 2020 г. с аналогичным периодом 2019 г.:
- Товары для строительства и хозяйства — объем продаж вырос на 68%, средний чек составил 4386 руб (на 56% выше, чем в прошлом году).
- Спорттовары и ЗОЖ — объем продаж вырос на 133%, средний чек составил 4929 руб (на 74% выше, чем в прошлом году).
- Продуктовые супермаркеты — объем продаж увеличился на 7%, средний чек составил 531 руб (на 40% выше, чем в прошлом году).
- Магазины у дома — объем продаж вырос на 4%, средний чек составил 371 руб (на 24% выше, чем в прошлом году).
- Электроника и гаджеты — объем продаж вырос на 2%, средний чек составил 6698 руб (на 41% выше, чем в прошлом году).
- Одежда и обувь — объем продаж снизился на 12%, средний чек составил 3419 руб (на 70% выше, чем в прошлом году).
- Рестораны — объем продаж упал на 53%, средний чек составил 724 руб (на 16% ниже, чем в прошлом году).
- Фастфуд — объем продаж упал на 42%, средний чек составил 171 руб (на 8% выше, чем в прошлом году)
Сравнение 1-15 мая 2020 г. с аналогичным периодом 2019 г.:
- Товары для строительства и хозяйства — объем продаж вырос на 38%, средний чек составил 3779 руб (на 44% выше, чем в прошлом году).
- Спорттовары и ЗОЖ — объем продаж вырос на 116%, средний чек составил 4090 руб (на 36% выше, чем в прошлом году).
- Продуктовые супермаркеты — объем продаж вырос на 7%, средний чек составил 505 руб (на 29% выше, чем в прошлом году).
- Магазины у дома — объем продаж вырос на 6%, средний чек составил 364 руб (на 19% выше, чем в прошлом году).
- Электроника и гаджеты — объем продаж вырос на 22%, средний чек составил 6400 руб (на 37% выше, чем в прошлом году).
- Одежда и обувь — объем продаж вырос на 6%, средний чек составил 2736 руб (на 68% выше, чем в прошлом году).
- Рестораны — объем продаж снизился на 51%, средний чек составил 692 руб (на 18% меньше, чем в прошлом году).
- Фастфуд — объем продаж снизился на 28%, средний чек составил 170 руб (на 4% выше, чем в прошлом году).
Таким образом, в апреле-мае активнее всего рос объем продаж в секторах товаров хозяйственного назначения, товаров для занятий спортом и здоровым образом жизни, электроники. Стабильные показатели роста товарооборота у продуктовой розницы. Заметнее всего продажа упала в сегменте ресторанов и фастфуда, однако благодаря ориентации на онлайн и продажу «на вынос», в масштабах всей страны ситуация оказалась не такой драматичной, как прогнозировалось ранее. В мае во всех рассматриваемых сегментах темп рост среднего чека покупки, в сравнении с апрелем, замедлился.
Сфера розничной торговли и общепита, испытавшая серьезное снижение продаж в первой половине апреля, продолжила адаптироваться к новым условиям, и к концу месяца уже начала восстанавливаться в объемах продаж. Первая половина мая подтверждает тенденцию к оживлению бизнеса, несмотря на эффект реализации «отложенного спроса» после ослабления режима ограничений.
Быстрая перестройка торговых предприятий к изменившимся потребностям покупателя и правилам торговли во многом обеспечивается высоким технологичным уровнем сегментов бизнеса. В арсенале предпринимателей сегодня сервисы и инструменты от банков, операторов фискальных данных, поставщиков профильного оборудования и программного обеспечения.
Читайте также:
Как растет выручка малого бизнеса после смягчения ограничений в регионах
Как в «коронакризис» мы увеличили выручку за счет контента: опыт Banki.ru