Главное Свежее Вакансии   Проекты
arrow-right Created with Sketch. Катерина Белякова 322 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Центробанк усилит контроль за внесением наличных через банкоматы

Банк России хочет сосредоточить внимание на пополнении карт в банкоматах, считая, что таким образом предупредит мошенничество. Сами же банки боятся не справиться с проверкой входящих платежей.

Как сообщил РБК, ЦБ РФ рекомендовал банкам усилить контроль за внесением наличных на карты физических лиц через банкоматы и терминалы.

«Дополнительное внимание к антифрод-процедуре требуется в связи с тем, что злоумышленники используют схемы, провоцирующие потенциальных потерпевших на внесение средств на счета злоумышленников через терминалы (банкоматы), в том числе с функцией приема наличных денежных средств. Таким образом, антифрод будет применяться ко всем входящим платежам, включая переводы через терминалы».

ЦБ

Уже сейчас банки проверяют переводы, выискивая сомнительные операции по установленным ЦБ признакам:

  • информации о получателе средств, содержащейся в базе ЦБ о случаях и попытках перевода средств без согласия клиента;
  • параметрам устройства, с которого совершается перевод, содержащимся в этой же базе;
  • проведению операции, нехарактерной для обычного поведения пользователя: например, отличаются время, место осуществления операции, устройство, с которого она совершается, сумма перевода, частота проведения транзакций и т.д.

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина в интервью РБК акцентировала внимание на невысоком шансе вернуть похищенные средства.

«Банк даже ничего не может сделать, если они выведены. И клиент, только когда понимает, что он сделал, через некоторое время обращается в банк, а деньги уже давно не в этом банке»

Эльвира Набиуллина

Меры подаются как борьба с мошенничеством и кражей денег у граждан. Но это только полуправда. По мнению finanz.ru, рекомендации ЦБ в первую очередь основаны на фоне взрывного роста объема наличных в обращении, который начался в прошлом году и продолжается вопреки всем прогнозам регулятора.

Наличные, используемые для теневых расчётов и серых зарплат, в 2020 году выросли на 2,6 трлн рублей и прошли мимо налоговой.

С января по август 2021-го наличных стало больше еще на 300 млрд рублей, а в первые две недели сентября ЦБ зафиксировал всплеск обналичивания на дополнительные 300 млрд.

Уже в начале сентября ЦБ приказал банкам усилить контроль за переводами между физ лицами. По его мнению, подозрения вызывают счета граждан, у которых:

  • большое количество контрагентов-физлиц (более 10 в день, более 50 в месяц);
  • большое количество безналичных операций с физлицами (более 30 в день);
  • большие суммы операций между физлицами (более 100 тысяч в день, более 1 млн рублей в месяц);
  • отсутствуют платежи в адрес юрлиц «для обеспечения жизнедеятельности» (оплата коммунальных услуг, услуг связи, иных услуг, товаров, работ);
  • сумма операций значительно меньше суммы остатка (в течение недели средний остаток денежных средств на банковском счете на конец операционного дня не превышает 10% от среднедневного объема операций);
  • короткий промежуток времени (минута и менее) между зачислением денежных средств и списанием;
  • в течение 12 часов и более проводятся операции по зачислению и списанию денежных средств;
  • совпадают идентификационная информации об устройстве (например, MAC-адрес, цифровой отпечаток устройства и др.), которое используется разными клиентами-физлицами для переводов.


Решение проблемы эксперты видят в принятии поправок в интересах клиентов: нужны возможности для блокировки и возврата похищенных средств и ведение чёрных списков получателей по аналогии с 115—ФЗ.

«‎Проблема в том, что обратиться к плательщику банк получателя не может, так как он его не знает из-за банковской тайны, объясняют в ГПБ, а обращение к получателю ничего не даст, если он мошенник. Если же банки смогут останавливать любые подозрительные платежи (при том что критерии подозрительности очень размыты), получателям придется доказывать свое право их получить. Нужно работать не только с конечной точкой, но и с самим пользователем — повышать цифровую грамотность банковских клиентов».

Антон Окошкин, директор по противодействию мошенничеству Bi.zone

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем