Главное Свежее Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
465 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Законопроект о внешнем управлении иностранными компаниями внесут в Госдуму на рассмотрение

Депутатский законопроект О внешней администрации по управлению организацией, альтернативный отвергнутым инициативам по решению проблемы приостанавливающих работу в РФ иностранных компаний, в ближайшие дни вносится в Госдуму.

Первая инициатива о подобном варианте «национализации» ранее была внесена партией «Единая Россия».

9 марта правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила этот документ, позволяющий вводить по решению суда внешнее управление в организациях, не менее 25% которых владеют иностранные лица «недружественных государств».

После доработки законопроект планируют внести в Госдуму.

Проект, по данным «Коммерсанта», выглядит на фоне предложений начала марта очень спокойно: внешняя администрация — только по иску, поданному по совместному решению комиссии при Минэкономики, согласованному с региональными властями, в арбитражный суд в Москве, решение о «перехвате управления» инициирует министерство или регион, отказ от конфискации или прямой национализации активов, простая возможность собственникам вернуть себе управление. «Ускоренное банкротство» и передача активов другому собственнику возможны в проекте лишь как последний вариант с достаточно четко регламентированной аукционной по форме распродажей активов.

Дискуссия о том, как решать проблему приостановки работы дочерних структур иностранных компаний, возникла сразу после массового (сейчас более тысячи компаний) отказа дочерних структур иностранных компаний (преимущественно торговых) от продолжения бизнеса в РФ после начала военной операции России на Украине, наиболее радикальной была инициатива «Единой России» с внесенным законопроектом о национализации.

«Единая Россия» предлагает национализировать производства компаний, которые объявляют о закрытии производств в России во время спецоперации на Украине. Запад развязал против России санкционную войну, в которую включились не только правительства, но и частные компании,

— предложил Андрей Турчак, секретарь Генсовета партии «Единая Россия»

"Законодательная инициатива ориентирована на защиту наших национальных интересов, обеспечение безопасности и финансовой стабильности, прав и законных интересов как физических, так и юрлиц. В то же время мы создаем правила игры, при которых иностранные инвесторы могут комфортно переждать период турбулентности. Они смогут возобновить деятельность в России либо продать принадлежащий им пакет акций. Другими словами, мы им даем возможность подойти к этому вопросу взвешенно, не рубить с плеча прибыльный бизнес, который они строили в нашей стране«,— пояснил «Ъ» один из авторов проекта заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. По его словам, проект может быть доработан ко второму чтению, например, в части «экономических оснований» для ухода компаний с рынка.

Чтобы стать «мишенью» для внешнего управления, компания должна иметь 25% под контролем лица из «недружественного» государства (не включая офшоры с российскими собственниками) и одновременно иметь «существенное значение» для обеспечения стабильности экономики РФ: производить товары первой необходимости (в том числе с госрегулируемыми ценами), иметь крупную долю на локальном рынке («естественная монополия» или возможность быть признанной доминирующей на товарном рынке), быть градообразующим предприятием (25% занятости в конкретном населенном пункте), единственным поставщиком (в реестре госзакупок), быть включенным в цепочку поставок значимых для РФ производств (то есть производств таких же компаний, как описанные в проекте).

Указанные параметры близки по формату тем, которые были использованы при национализации дочерних компании «Газпрома» в ФРГ и Великобритании: Gazprom Germania и Gazprom Marketing Trading.

В целом закон не выглядит как ориентированный на очень массовое применение. Внешнее управление может быть введено по этому проекту в компании, соответствующей вышеперечисленным критериям, в нескольких случаях. Российское юрлицо должно для этого после 24 февраля оставить, не передав полномочия, руководство, компания должна заявить о прекращении деятельности «в отсутствие очевидных экономических оснований» (напомним, большая часть таких компаний их де-факто имеют — это или риски вторичных санкций, или невозможность поставки сырья, комплектующих или товара), сократить более трети персонала, снизить более чем на треть объем продаж за три месяца в сравнении с тем же кварталом прошлого года (это довольно опасный момент в проекте) или угрожать своими действиями или бездействием другим компаниям, подпадающим под такое же регулирование. Большинство иностранных компаний, объявивших о сокращении ассортимента поставок в РФ и/или об ограничении новых инвестиций, практически вне этого регулирования. Мониторинг рисков в этой сфере будет производиться Федеральной налоговой службой (ФНС) с региональными властями и отраслевыми министерствами.

Решение о введении внешнего управления принимается межведомственной комиссией (МВК) при Минэкономики, обращаться в нее с этой инициативой могут министерства или губернаторы. Решение о введении такого управления, впрочем, не может принять региональная судебная власть: иск по решению МВК может подать только ФНС и только в арбитражный суд Москвы, суд одновременно может блокировать активы компании с целью недопущения их вывода. Ранее или в этот момент включаются процедуры досудебного урегулирования.

По умолчанию «внешней администрацией» в компании, попавшей под внешнее управление, является ВЭБ.РФ, впрочем, МВК может назначить и другую российскую структуру в этом качестве.

Издание приводит два варианта решения ситуации. Какой из них останется в итоговом формате законопроекта, после всех чтений.

Отметим, что «административная емкость» МВК и ВЭБ.РФ все же ограничена: вряд ли меры, предусмотренные законопроектом, в 2022–2023 годах могут применяться даже к сотням иностранных компаний, оставляющих РФ. При этом об эффективности самой схемы сложно что-то сказать без правоприменения.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем