Главное Авторские колонки Вакансии Образование
597 1 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Почему чудаковатый писатель не обязательно талантлив

Существует мнение, что талантливые писатели странноватые: социопаты, неуравновешенные или алкоголики. Срывают сроки, но если уж дождался от них текст — это будет лучший текст.Рассказываю, почему чудаковатость писателя — не показатель профессионализма или таланта.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Заблуждение: Чудаковатый писатель — хороший писатель

На этот текст меня вдохновил пост руководителя агентства копирайтинга. Она рассказала о проблемном, но талантливом писателе технических текстов.

И вывод:

Этот пост показывает, как культивируют два заблуждения о писателях:

  1. Писать текст — это невообразимо творческое дело, недоступное обывателю.
  2. Писатели не от мира сего, а поэтому им нужны препараты или допинг.

Объясняю, что здесь не так.

Первая ошибка: Текст — творчество, недоступное обывателю

Творчество — не синоним чудаковатости. В мире много адекватных ученых, архитекторов и первооткрывателей. Их профессии творческие.

Написать коммерческий текст — творческая задача, но она не сильно отличается от переговоров с клиентом. Обе задачи требуют сбора, анализа и выдачи информации в понятном виде. Продать — настолько же творческая задача, как и написать коммерческий текст.

У профессионального автора методы работы отточены — он знает последовательность шагов для достижения результата. Здесь не место хаосу и скитаниям из разряда с чего начать. Не обязательно мыслить нестандартно, важнее соблюдать процесс. Это навык.

Отдельно о потоке сознания. Часто за чудаковатость принимают рассеянность и склонность изъясняться непоследовательно, отвлекаясь на сторонние темы. На самом деле это поток сознания — одна из причин плохих текстов.

В примере из скрина, писатель Николай прямо в тексте отвлекается на размышления о политике. Это что угодно, но точно не нормально для коммерческого писателя и редактора. Гениальность — это когда делают необычно, но хорошо.

Я убежден, что если человек объясняется пространными фразами, растекается мыслью по древу и отвлекается от темы — полезный, структурированный и простой для восприятия текст он не напишет.

Знакомые мне коммерческие писатели говорят по делу. Нет ни одного с бросающимися в глаза странностями. Возможно, кто-то из них не просыхает, а кто-то — в депрессии, третий — бегающий по утрам вегетарианец, но каждый пишет сильные коммерческие тексты и полезные статьи.

Еще я знаю писателей, которые объясняются пространными фразами и считают, что собеседник должен сам раскусить подтекст. Их тексты невнятные и без структуры. Часто такие писатели уделяют внимание своему узнаваемому стилю и ранимы к критике. Кто-то из них также не просыхает, а кто-то — бегающий по утрам вегетарианец. Это не спасает их тексты.

Образ жизни и жизненные установки писателя не определяют качество текстов.

Вторая ошибка: Писатели на препаратах и допинге — обычное дело

Я помню школьных учителей, которые сидели на успокоительных препаратах, потому что терпеть поведение детей сложно. А еще у меня были преподаватели, которые вели уроки под градусом.

Нервные срывы бывают у представителей каждой профессии: учителей, банкиров, редакторов, футболистов. Допинг нужен тем, кто мало отдыхает и поэтому не справляется с работой. Препараты или алкоголь не делают человека профессионалом.

Один коммерческий писатель пишет текст под абсентом, другой — трезвым. Профессионализм каждого отдельного писателя не зависит от того, не просыхает он или ведет здоровый образ жизни.

Пьяный менеджер не заключает больше сделок, а пьяный писатель не пишет лучше других.

Кому-то помогает алкоголь, другим — спорт и сериалы. Каждый расслабляется по-своему.

Мозг человека склонен выдавать крутые идеи, когда не ждут: во время легкого опьянения, отдыха на море, после секса или в душе. Писатель в этом плане не отличается от предпринимателя, столяра или юриста.

Ко мне часто приходят идеи, когда я прогуливаюсь или принимаю ванну, и негде записать. Чем дальше от ноутбука, тем больше идей.

Хороший коммерческий писатель может быть алкоголиком, но это не значит, что другой алкоголик-писатель — пишет хорошо.

Поэтому: Чудаковатость — не показатель профессионализма

Не думайте, что странный писатель окажется талантливее других авторов. Судите об авторе по его текстам и отзывам предыдущих заказчиков.

Неважно, насколько странно поведение писателя, если он

— Понимает, как работает бизнес и какую задачу выполняет текст.

— Умеет собирать и структурировать информацию.

— Делает работу в срок и не пропадает.

— Не переоценивает силу текста: текст бесполезен, если продукт никому не нужен или продавцы грубят клиентам.

Если вы нашли такого писателя, — вам повезло. Кажется ли он вам странным — не важно.

Нельзя оценивать профессионализм писателя по его чудаковатости.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем