Малобюджетный маркетинг: 7 экономичных способов привлечения аудитории
Сразу оговорюсь: малобюджетный маркетинг не равно бесплатный. Как минимум, вам нужно заплатить хорошему маркетологу или потратить свое время. Бывает, что фаундеры слышат красивые истории в ключе «бесплатно вышли на американский рынок с большими охватами» и думают, что тоже могут не планировать бюджеты на запуск. На самом деле таких кейсов — один на миллион, это ошибка выжившего.
Однако привлекать трафик действительно можно не только за баснословные деньги, но и органически. Малобюджетный маркетинг как раз позволяет это делать. Пройдемся по основным вариантам.
Кросс-промо: обмен аудиториями
Тут работает простое правило — аудитория, которая нужна вам, уже есть у кого-то другого. Соответственно, можно организовать взаимовыгодный обмен. Но есть несколько условий. Первое и очевидное — вы не должны быть конкурентами. Хороший вариант, когда ваши продукты или услуги дополняют друг друга. Например, какой-то софт для разработчиков и канал с вакансиями для них.
Второе — аудитория должна совпадать по размеру. Если у вас, например, 1000 подписчиков в телеграм-канале, а вы хотите кросс-промо с каналом-миллионником, бесплатно это сделать не получится.
Третье — трафик тоже должен быть релевантным. Даже если аудитории равные, но через ваш сайт проходит условно 100 человек в день, а через сайт партнера — 5, обмен будет не равноценным.
Реферальные программы: привлечение по низкой стоимости
Можно разработать партнерскую программу с оплатой за приведенного пользователя. Вознаграждение может быть денежное, а может предоставляться внутри продукта — например, продление подписки или premium-статус.
Для работы реферальных программ есть много вариантов, но чаще всего это специализированный софт, который ведёт учёт: кто, когда и от кого пришёл, заплатил или нет, стал постоянным или нет. На основе этих данных вы понимаете, кто из пользователей «нарекомендовал» на вознаграждение.
Вознаграждение, к слову, должно быть интересным. «Приведи 5 друзей — получи 5 рублей» вряд ли кого-то заинтересует. Хороший пример — реферальная программа банка: приведи друга в приложение и получи акцию в подарок. Стоимость акции очень мала в сравнении со стоимостью привлечения пользователя через рекламные каналы — это выгодно банку. А для пользователя получить акцию психологически приятнее, чем ее денежный эквивалент.
PR-публикации
PR-публикации подразумевают упоминания компании или продукта в СМИ. Это хороший способ рассказать о себе и создать экспертный имидж. В медиа можно попасть за деньги, заплатив им напрямую либо PR-агентству, которое договорится о публикации, а можно попробовать самостоятельно. Только в этом случае размещение будет малобюджетным.
Первый вариант — самостоятельно написать статью и предложить в редакции тематических СМИ. Это должен быть не рекламный, а именно экспертный текст, чаще всего даже без упоминания вашего продукта. Цель тут имиджевая — продемонстрировать рынку свою экспертизу и повысить узнаваемость.
Можно обратиться напрямую к авторам, которые регулярно публикуются в наиболее подходящих для вашей аудитории СМИ, с просьбой дать экспертный фидбек о вашем продукте. Мы так попали в американский Forbes. Вариант подходит, если у вас инновационное решение, имеющее большое значение для рынка.
В некоторых СМИ можно зарегистрироваться как автор, чтобы самостоятельно писать туда тексты. Их публикуют после модерации, если вы не нарушаете правила. В России самый популярный такой портал — VC.ru.
Важно сказать, что способ хоть и бесплатный, но очень энергозатратный. Мы получили упоминание нашего продукта в Forbes только спустя 2 года работы. Опытные PR-специалисты делают это гораздо быстрее.
Обзоры
Сайты с крупными базами организаций и площадки для обзоров с большим трафиком — тоже перспективный инструмент продвижения. Для зарубежных рынков это, например, G2 и Capterra — там много пользователей, ищущих софт определенной тематики, которые могут заинтересоваться вашей продукцией. Можно написать краткий информативный обзор и попросить клиентов оставить комментарии — это поможет повысить рейтинг и популярность компании. К тому же, это хороший источник конструктивной обратной связи.
В российском сегменте интернета похожие ресурсы тоже есть: ICT Moscow, карты EdTech и AI-решений и т.д. Ищите их на сайтах институтов развития или популярных IT—порталах.
SEO-оптимизация
SEO-оптимизация — самый лучший инструмент для привлечения органического трафика. В России, к сожалению, он не очень распространен. Подразумевает продвижение сайта в поисковой выдаче с помощью SEO-текстов, понятных для роботов Яндекс и Google. Информация в них должна содержать ключевые слова и отвечать на запрос пользователя. Стоимость создания SEO-текстов значительно ниже, чем среднестатистический бюджет на платную рекламу, и при этом они способны привлечь хороший трафик.
Главное тут — соблюдать баланс, чтобы контент одновременно хорошо считывался поисковыми системами и был интересен пользователям. Эффект от SEO — это долгоиграющая история, поэтому чем раньше вы это сделаете, тем лучше.
Выступления на конференциях с нотками нативной рекламы
Если вы неплохо держитесь на публике и готовы увлекательно рассказывать о своем продукте, можно походить по тематическим отраслевым конференциям в качестве спикера. Это хорошая возможность поделиться экспертизой по какой-то актуальной проблеме и показать, как ее решает ваш продукт.
Такой маркетинговый ход довольно эффективен: вы позиционируетесь как эксперт, показываете решения своей компании и делитесь знаниями с коллегами по отрасли. А если ещё футболку с логотипом компании наденете, то получится «зацепить» и узнаваемость бренда.
Самостоятельное создание креативных концепций
Все способы выше касаются в основном каналов, но есть один и для создания креативных концепций. Если вы хотите сэкономить, можно не обращаться в рекламное агентство, а прийти к собственной команде и придумать новые идеи вместе.
Я часто этим пользовалась — собирала людей из разных подразделений, мы заказывали пиццу с вином и креативили все вместе. Есть разные способы для создания концепций, которые используют в рекламных агентствах. Можно, например, утрировать свойства продукта, начать историю со слов " а что если" или использовать мозговой штурм для поиска свежих идей.
В итоге все полюбили такие посиделки, а главное — сформулированные на них концепции всегда работали, ведь люди внутри компании знают продукт лучше, чем даже самые крутые рекламные агентства.
Резюмируем:
- Маркетинг не бывает бесплатным, но может быть малобюджетным — когда вы платите как минимум одному специалисту или тратите свое время.
- Недорогие каналы для привлечения целевой аудитории: партнерские площадки, реферальные программы, СМИ, сайты-обзорники, конференции и собственные сайты с SEO-оптимизированным контентом.
- Креативную концепцию можно заказать в агентстве или придумать своей командой — во втором случае может получиться даже лучше.
Удачи в продвижении ваших продуктов! А если хотите лучше разобраться в маркетинге и продажах и найти новые каналы привлечения клиентов, приходите в акселератор Спринт (https://sprint.iidf.ru).