Как вести команду за собой: чек-лист для основателя бизнеса
Создавая свой бизнес, мы принимаем ответственность не только за достижение достойных показателей, но и за людей: наших клиентов, партнёров и, конечно, команду.
Джим Коллинз в бизнес-бестселлере «От хорошего к великому» писал:
Великие достижения без великой команды невозможны.
Как же лидеру выстроить отношения с коллективом? Ориентироваться на известных литературных персонажей: Прометея и Данко. Прометей, несмотря на все лишения и наказания, подарил людям огонь, а Данко вырвал из груди раскалённое сердце и повёл за собой единомышленников.
Лидерство — это всегда согревающий огонь и манящий за собой факел, а сам лидер — тот, кто «глаголом жжёт сердца людей» и вдохновляет коллектив.
Для построения эффективных коммуникаций с командой современным бизнес-прометеям могут пригодиться следующие советы:
Совет № 1. Сообщите команде, куда вы идёте
Истинный лидер должен в первую очередь быть визионером. Его задача не сводится лишь к тому, чтобы грамотно и эффективно наладить бизнес-процессы в компании. Она заключается ещё и в том, чтобы сформировать корпоративное видение и делать всё, чтобы команда к нему стремилась.
Если вы думаете, что способны выполнить что-то, или думаете, что не способны на это, вы правы в обоих случаях.
Что делать:
- Сообщите вашей команде характеристики точки А, в которой она находится сейчас, и особенности точки Б, куда вы стремитесь попасть;
- Объясните все плюсы и преимущества перехода из первого состояния во второе;
- Убедите команду, что заявленные стратегические цели реально достижимы, а не являются фантазией.
Совет № 2. Стройте команду-звезду, а не команду звёзд
На Чемпионате Европы по футболу 2016 года триумфальным стало выступление, казалось бы, непримечательной исландской сборной. А многие признанные гранды, имевшие в своём составе прославленных игроков, вылетели на ранних стадиях.
Что же случилось с более именитыми сборными Испании и Швеции? Это были команды ярких звёзд, каждый игрок в которых хотел блистать, а сборная Исландии, отдельных футболистов которой сложно вспомнить по имени, стала именно командой-звездой, на деле доказавшей ключевой принцип синергии: 1+1=3.
Что делать:
- Внушите команде, что каждый участник вносит важный вклад, без которого не получится достичь общих целей;
- Для этого проводите короткие, но регулярные индивидуальные беседы с сотрудниками: обсуждайте задачи, сложности, личные вопросы;
- Дайте своим собеседникам понять, что они — значимая часть команды, и вы замечаете их усилия ради общего дела.
Совет № 3. Личный пример заразителен
Психологи утверждают, что лучший способ мотивации и обучения сотрудников — личный пример. Для команды важно, сколько времени CEO уделяет работе над стартапом, как беседует с подопечными и партнёрами публично и приватно, с какой интонацией произносит фразу «Доброе утро!» в начале дня (и произносит ли её в принципе), а также какой чай и печеньки закупает для создания комфортной атмосферы для работы.
Что делать:
Выбирайте такой стиль поведения и общения, который создаст в команде атмосферу созидания и вовлечения. По большому счёту, у вас нет другого выбора — альтернативой станет обстановка, из которой сотрудникам хочется бежать в конце рабочего дня.
Совет № 4. Мотивируйте и предостерегайте
При общении с командой важно управлять тональностью своих высказываний. В одних случаях подопечным следует сообщить об успехах, которые ожидают их в светлом будущем, а в других будет полезно предостеречь от ошибок или предупредить о негативных последствиях.
Что делать:
- Если вы чувствуете в коллективе тревожность и напряжение, расскажите подопечным про позитивные изменения и приближение к назначенным целям.
- Если в команду проникли шапкозакидательские настроения, нужно взять серьёзный тон и разъяснить, какие трудности, проблемы и угрозы появятся, если опустить руки и работать вполсилы.
Совет № 5. Подберите правильный подход
В фильме «Джентльмены удачи» персонаж Евгения Леонова умело обошёл детское упрямство, заменив завтрак скучной кашей на подготовку к космическому приключению.
В вашей команде, конечно, работают взрослые люди, но найти правильный подход можно к каждому. Обращайте внимание на состояние своих сотрудников и отмечайте то, что их вдохновляет (или угнетает), чтобы подобрать такие слова и образы, которые настроят их на конструктивный лад.
В фильме «Основатель» про историю компании «Макдоналдс» Майкл Китон в роли Рэя Крока произносит всего три слова, чтобы вдохновить будущих партнёров-франчайзи: «Макдоналдс — это семья».
Подводя итог
Предложите вовлекающую цель, подчёркивайте значимость каждого участника, следите за атмосферой команды в целом — и коллектив ответит вам усердием и высокими результатами.
И если вам поначалу будет сложно, вдохновляйтесь известной мудростью:
Хочешь идти быстро — иди один. Хочешь дойти далеко — идите вместе.
Иван ведёт занятия по публичным выступлениям и подготовке презентаций в акселераторе Спринт. Если вы знаете российский ИТ-стартап с готовым MVP, который хочет развиваться на отечественном рынке, перешлите ему эту статью.
Автор: Иван Возмилов
Редактор: Филипп Чурилов