Можно ли считать этичным наблюдение за рабочими компьютерами сотрудников?
Очевидно, что одна из основных функций руководителя состоит в постановке задач и обеспечении условий для их реализации. То есть контролировать действия сотрудников, получая информацию о состоянии рабочих процессов — это нормально. Возникает вопрос: «В какой момент наблюдение начинает нарушать личное пространство и перестаёт быть этичным?»
Если, с точки зрения закона всё просто, то моральная сторона предстаёт не столь однозначной. Даже поверхностное изучение проблемы показывает, что большинство работников не приветствуют ужесточение контроля и стремятся сохранить как можно больше свободы. Непрестанное отслеживание своих действий люди склонны воспринимать как форму насилия. А это сказывается на их эмоциональном состоянии, снижая мотивацию. Недовольство постепенно накапливается, а удовлетворённость от работы снижается. Это приводит к уменьшению продуктивности компании и закономерному оттоку кадров.
Однако
при более внимательном рассмотрении оказывается, что можно использовать систему
наблюдения так, чтобы она не воспринималась людьми как тотальная слежка и
ущемление их прав.
Простой пример: система мониторинга рабочего времени СпрутМонитор даёт итоговые показатели за день по каждому сотруднику. Допустим, становится очевидно, что один из менеджеров общался в соцсетях, не принимая участия в текущем рабочем процессе. Если сразу пригласить подчинённого «на ковёр», вероятно, он расценит это как чрезмерную слежку — и отчасти будет прав. Помимо того, что это — стресс для сотрудника, можете представить, как ситуация будет подана коллегам.
Выгоднее выбрать другую модель поведения. Уделите менеджеру своё личное время для обсуждения плана его работы на день, дайте ему несколько поручений. Намекните, что выполнить их надо обязательно и затягивать с этим крайне нежелательно. Свою осведомлённость выгоднее показать мягко. Вы можете мотивировать его к грамотному использованию служебного времени, без применения жёстких мер.
Углубитесь в ситуацию: возможно, человек попал в сложные обстоятельства, которые заставляют его отвлекаться от выполнения прямых обязанностей. Может, он нуждается в кратковременном отпуске или частичном ослаблении нагрузки. Работник поймёт, что начальство в курсе его ситуации, но воспримет это скорее положительно — как заботу, а не надзор.
Контроль — это не хорошо или плохо, это лишь инструмент. Организация мониторинга определяет то, как работники его воспримут: как целесообразное наблюдение или же как нарушение своих прав.
Следуйте простым рекомендациям для осуществления разумного и этичного контроля. Это минимизирует вероятность появления протестных настроений в коллективе:
Мягкость. Излишнее давление на персонал может вызвать противодействие. Люди начнут искать способы ослабить контроль, будут пытаться обмануть систему наблюдения. Следует понимать, что мониторинг внедряется ради того, чтобы повысить эффективность компании и обезопасить её от серьёзных целенаправленных нарушений.
Прозрачность. Если наблюдение осуществляется, то это не должно быть тайной для сотрудников. Напротив, людей необходимо поставить в известность и обосновать целесообразность принятого решения. Например: «Мониторинг корпоративной переписки введён для оптимального распределения нагрузки менеджеров».
Личное пространство. Каждому человеку необходимо периодически перевести дух в том числе и на работе. Курилка, комната приёма пищи, санузел — средства контроля в подобных местах вызовут лишь агрессию. Время, затраченное на обед и «перекур» можно отслеживать альтернативно. Система «СпрутМонитор» фиксирует отсутствие активности компьютера. Если сотрудник отдыхает по два часа ежедневно — отчёт это покажет.
Система
контроля — это механизм для развития компании и увеличения её рентабельности.
Данные, полученные в процессе мониторинга, помогают преобразовывать работу
организации: оптимизировать использование времени, улучшить условия труда,
структурировать коллектив, грамотно распределить задачи. При этом важно
соблюсти баланс между необходимым контролем и излишним. Сотрудничайте с людьми
и внедрение системы наблюдения обязательно пойдёт на пользу компании.
Об авторе: Карина Морозова, HR-специалист и маркетолог компании СпрутМонитор https://sprutmonitor.ru/