Главное Авторские колонки Вакансии Образование
568 7 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Поведенческий фактор и социальные сигналы - чемодан без ручки

В последнее время стали появляться сервисы, предлагающие нетрадиционные услуги поискового продвижения сайтов. Пользу или вред таких услуг мы рассмотрим в этой статье.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Начало

Рассвет сервисов нетрадиционной поисковой оптимизации пришёлся на период разгара борьбы поисковых систем Google и Яндекс с продвижением сайтов с помощью покупки ссылок на сторонних сайтах. Многолетняя отлаженная схема вывода в ТОП любой страницы "купи ссылок и лети" дала сбой. Вчерашние специалисты по поисковой оптимизации остались не у дел: идти в бизнес-консалтинг ещё рано, а в армию уже поздно. Только чудо могло оставить их на плаву, и оно случилось, точнее его придумали.

Поведенческий фактор

Идея придумать свой фактор и объяснить им одновременно и движение сайта в выдаче и полезность своих услуг была не плохой. Чем интенсивнее пользователи мечутся по странице из поиска, тем они проявляют свой интерес к ней, значит страница релевантнее, чем та, куда посетители приходят умирать. Удобно получилось: если сайт поднялся в выдаче - значит поисковик проанализировал поведенческий фактор и прибил этот сайт гвоздём по этому поисковому запросу. Если сайт упал - то тоже понятно, конкуренты не дремлют, все перестали спать, только на ПФ и молятся.

Как-то сразу появилась и сопутствующая аксиома: поисковики лютуют и безжалостно унижают сайты за попытки накрутки поведенческих факторов. Механизм такого контроля был не понятен, но главная цель была достигнута - роботы-гопники не смогли отобрать работу у ведущих специалистов по продвижению.

Были и недостатки теории тотального учёта поведения пользователей:

  • Данные - у поисковых систем нет глаз, что бы видеть реальное поведение посетителей на сайтах. Они могут только отнести некоторые характеристики поведения к ограниченным паттернам поведения, но для их сбора необходимы:
  • Источники данных - то, что у поисковой системы есть своя система сбора статистики ещё не означает, что они могут их использовать в режиме реального времени, потому что это слишком ресурсоёмко и:
  • Вариантность - бессердечный ты фактор. По запросу "Доставка пиццы" с мобильного устройства Иванова Ивана посетитель всегда будет выбирать "Папу", если он уже дома и "Суши-бар", если он на работе. Прибавим к этому динамичность во времени (например, по запросу "Президент"), получается, что нет такого фиксированного паттерна, определяющего релевантность ответа запросу в данный момент времени, типа устройства и гео-положения.

Тем не менее, это не мешало появиться новой религии - ПФ. Её молитвой было "мы не знаем, как точно это работает, но как-то оно всё-таки должно учитываться". Специалисты по ПФ меняли какой-либо параметр сессии пользователя, например среднее время просмотра страницы, и уверяли, что теперь до ТОПа дело только времени. К чему это привело - всяческие ловушки посетителя сайта, что бы он покрутил выдуманные поведенческие показатели сайта.

Социальные сигналы

Это были золотые двухтысячные годы, появлялись социальные сети и одноклассники. СЕО-специалисты рыдали ночами от наличия сайтов с таким высоким уровнем доверия поисковых систем, лёгкостью публикации в них внешних ссылок и бесполезностью применения этого Эльдорадо в своих светлых помыслах. Время от времени кто-то даже находил связь между популярностью в соцсетях и местом в поисковой выдаче, но повторить этот фокус дважды всё никак не получалось.

Как вы уже наверно поняли, мир замер в ожидании этого чуда и оно прекрасно вписалось в смысл жизни после отмены ссылочных ферм. Аллилуйя, или социальные сигналы - решили назвать его неизвестные методологи. Чем больше раз миллион существ с аватарами румынских деятелей культуры лайкнет страницу производителя металлочерепицы - тем больше шансов, что поисковые системы это положительно оценят.

Так же, как и ПФ, это можно измерять, можно не измерять, можно накручивать, а можно не накручивать, можно автоматизировать, а можно и, высунув язычок, улайкивать партнёров. Поднялась страничка в выдаче - значит кто-то где-то что-то успешно лайкнул, а нет - значит ещё не преодолён порог информационного шума.

Были, конечно, и у этой теории свои недочёты:

  • Благоразумность. Зачем поисковым системам отдавать право влиять на релевантность страниц (а значит и своего дохода) никем не управляемому контенту?
  • Пользовательский опыт - как следствие неуправляемости, социальные сети давно разделились на два пласта: пользователи (вершина айсберга) и роботы. Сигнал пользователя просто тонет в океане шины данных по передаче байт одного бота другому.
  • Невозможность масштабирования. Люди никогда не лайкают словари, википедию, научные публикации - а ведь именно там концентрируется вся релевантная запросу информация.

Что из этого получилось - ручные и автоматические сервисы накрутки социальной популярности и ..."социальные замки" (пока всем друзьям не расскажешь, какой ты идиот, на страницу, где это написано не попадёшь).

Pray and Pay

Итак, мы знаем уже минимум два вида деятельности, которые предназначены для целей поисковой оптимизации, но которые не могут при всём желании доказать наличие прямой связи между такой активностью и позиции сайта в выдаче. Что продают такие специалисты или сервисы по автоматизации: веру. Веру в то, что через пару-тройку обновлений поискового индекса потраченные деньги и время окупятся, что всё это не зря и людям призывного возраста в костюмах с бэджем "Консультант" можно доверять свои бизнес-операции.

Окончание

В недавней статье на Хабре был приведен односложный вывод, авторами которого являются непосредственно ответственные сотрудники компании Google:

Google не использует поведенческие факторы и социальные сигналы в ранжировании сайтов.
0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем