Какие тренды облачного рынка нельзя упустить стартапам
Уже прошло 10 лет с первых бурных восхождений SaaS — Google Apps, Dropbox, Basecamp и других. Но малый бизнес только сейчас начал уходить в облако. И о трендах рынка не мог не сказать Startpack.
МСБ и импортозамещение
Ещё не замечаете рост облаков? Пора бы. В прошлом году исследователи консалтинговой ИТ-компании J’son & Partners Consulting подвели итоги и выяснили, ощутимо ли поднялся объем рынка облачных сервисов в российских компаниях. Цифра достигла 30 млрд рублей. Сравнение весомое — на 40 % больше показателя 2015 года. И, представьте себе, это лишь кусочек глобального айсберга, примерно 0,5 % от глобального потребления корпоративных сетенезависимых сервисов, что в три раза меньше доли России в мировой экономике. Пока во всём мире предприниматели основательно мигрируют в облачные сервисы, в России представители МСБ лишь начинают думать о переходе.
Эксперты той же J’son & Partners Consulting составили и подробный прогноз. При сегодняшних темпах Россия сможет рассчитывать на объём в 90 млрд руб. Но, к сожалению, только к 2021 году. При этом основную долю прироста в 70 % придётся ждать от средних и малых компаний.
Но есть шанс. Аналитики утверждают, что темпы можно ускорить. И не на пару миллиардов, а в пару раз, до 180–200 млрд рублей. Нужны только законодательные инициативы. Мы выражаем столь же твёрдую уверенность в таком подходе. Существенные изменения происходят благодаря примерам внедрения облачных решений в госсекторе в рамках импортозамещения. Об эффективности пока говорить рано, но это влияет на спрос и внимание к облакам.
8 облачных трендов
Автоматизация стала модной. Кто-то ограничивается ботами в Telegram, а кому-то хочется перевести отдел продаж в CRM. Но у разработчиков сервисов свои причуды. Мы зафиксировали 8 трендов облачного рынка на ближайшее время:
- Добавить продукт в реестр российского ПО. Стать сервисом, одобренным Минкомсвязи — лишний инфоповод, от которого лидеры рынка не отказываются, заодно соблюдая требования законодательства. В 2016 году, по нашим наблюдениям, 42 крупных сервиса добавились в него. Мы выяснили в каких сферах это особенно заметно. В 2017 в реестр ещё попали несколько продуктов, включая Scorocode и iiko.
- Защитить клиента от штрафов. Разработчики стали активнее следить за изменениями в законах. Если клиентам придется менять кассы и докупать оборудование, то сервисы заранее защищают бизнес от штрафов, обновляя продукты в соответствии с какими-либо инициативами — введение ЕГАИС или 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники и других. Но пока из 56 торговых и складских сервисов только 11 поддерживают ЕГАИС, этот год вытеснит ненужных игроков.
- Стать мобильнее. Пару лет назад клиенты терпели решения без мобильного приложения. Сегодня каждый третий пользователь, который пишет отзыв в Startpack, негодует: его любимый сервис всё ещё без мобильного приложения, и версия сайта для смартфонов хромает. Сколько можно это терпеть? В 2017 году облако не в тренде, если разработчик забыл про мобильных пользователей.
- Консультировать. Поскольку в Startpack приходят заявки от клиентов, наши специалисты наблюдают за настроениями и потребностями бизнеса. Отслеживаем и социальные сети. Очевидно, бизнес всё чаще не просто находит нужный сервис для работы, а старается перед этим снизить риски использования любого нового продукта.
- Уходить в ниши. Утомительно каждый раз искать сервис по функциям. Серьёзно. Уже достаточно сервисов для автоматизации торговых точек, управления клиентами, складом, обучением, задачами. Пора применять решения для узких сфер бизнеса — школ, строителей, турфирм, автосервисов,,агентств недвижимости, клиник и прочих. Об этом мы подумали заранее, изучив рынок и создав подборки отраслевых сервисов.
- Встраивать интеграции. Разработчики сервисов серьёзно переключились на создание встроенных интеграций, особенно это заметно в сегментах CRM с телефониями, help desk с мессенджерами и прочих. Кто-то запускает API, другие подключают связки АТС сразу с несколькими CRM, а разработчики Планфикс под конец 2016 года порадовали интеграциями с десятками АТС и сервисами рассылок. Эта тенденция помогает бизнесу не плодить в компаниях по 20-30 сервисов для закрытия задач, а настраивать цепочки, объединять данные в единые интерфейсы.
- Работать с партнерами. Крупные сервисы вроде Планфикс, amoCRM и Битрикс24 давно уже отдают клиентов партнерам, которые могут взаимодействовать с заказчиками. Создаешь продукт, заботишься о нём, а внедрением занимаются интеграторы. В таких случаях каждый занимается своим делом, а клиент получает индивидуальный подход.
- Участвовать в премиях. Чтобы привлечь больше внимания к продуктам, недостаточно внедрений, новостей и вебинаров. Российские разработчики должны поощряться, поэтому снова увидим премии Цифровые вершины и Приоритет. Возможно, и некоторые другие.
Безусловно, рост облачного рынка в России будет зависеть от того, насколько активно поведут себя крупные игроки и покажут ли их продукты эффективность. К примеру, МойОфис. Как уже сказали, да и другие эксперты подтверждают — рынок движется сам: бизнес постепенно чувствует выгоду от работы с сервисами, их удобство и все те преимущества, ради которых затевают миграцию.
Какие задачи чаще решают в облаках?
По прогнозам IDG, облачные сервисы в 2017 году будут использовать 90 % компаний. Звучит ярко? Да, в их отчете так и написано — 90 % всех организаций уже задействовали облачные вычисления, или намерены начать в течение года.
Исследователи делятся и другими выводами: в этом году по всему миру продолжится активное распространение облачных технологий. Только зачастую сервисы нужны клиентам скорее для хранения и управления данными и бизнес-аналитики. Именно этими направлениями заинтересовались 43% компаний.
Ещё в декабре специалисты Startpack подчёркивали, что у сервисов бизнес аналитики и финансового учёта есть перспективы роста. Но пока российский рынок с трудом осваивает эти сегменты, на облака планируют тратить больше всего в США.
По данным IDG, каждый владелец американской компании запланировал траты на облачные сервисы. Мы уверены, что продолжится плавное усиление именно SaaS. В 45 % случаев компании тратят бюджеты как раз на SaaS услуги, но на российском рынке иная ситуация. Перевес сохраняется на стороне IaaS.
Замедление возможно?
Пока о падениях спроса на облака никто не высказывается. Есть лишь некоторые факторы, которые могут замедлить рост. К примеру, в сердцах бизнеса всё ещё томятся опасения вокруг облачных услуг. Достаточно узнать, как относятся к облачным сервисам те, кто размещает программы на своих серверах и выводы напрашиваются сами собой. IDG выяснили, что заказчиков пугают физическое местоположение данных (43%), безопасность облачных сервисов (41%) и конфиденциальность (21%).
Но даже такие компании, у которых есть опасения по этим пунктам, уже частично используют облачные сервисы или думают о переходе. И как с этим жить и прогнозировать замедление?