Главное Авторские колонки Вакансии Образование
7 178 21 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

8 искушений начинающего стартапа. По мотивам статей Пола Грэма

Данный пост родился после прочтения статей Пола Грэма, точнее в процессе осмысления некоторых его статей, в которых он затрагивает основополагающие вещи, которые влияют на развитие и становление молодой компании. Хотя речь в его статьях шла больше об идеях, я перевел это в формат ошибок или искушений, которым подвергается каждый стартап, на этапе формирования команды, компании, развитии продукта. Итак тут у нас 8 граблей, на которые наступают практически каждый начинающий стартап. С примерами, как обычно.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

как то странно отображается обложка у статей, поэтому полная версия тут )

Решайте существующую проблему, а не придумывайте ее искуственно

Проблема номер один для всех начинающих команд. Решать проблему, которой ни у кого нет, самая частая ошибка, которую совершают молодые стартапы. Кажется прошло время, когда каждый хотел создать свою социальную сеть, однако в остальном люди настойчиво предлагают проекты, которые не решают никаких проблем, а просто предлагают свой проект в качестве альтернативы в стиле - и мы тоже. Ходить далеко не надо, вот пара примеров проектов на нашем сайте.

Пример номер раз - полностью бесплатная биржа фриланса, однако судя по количеству фрилансеров, оплативших свои аккаунты на fl.ru это не является проблемой номер один, а для заказчиков так и вовсе хорошо, потому что выше доверие к человеку, который потратил деньги на свой аккаунт. Второй пример, ищем разработчика для создания масштабной онлайн игры. Всем известно, что рынок онлайн игр это весьма перспективная вещь и поэтому кажется, что вот оно возьми любую идею игры, разработай и греби деньги лопатой.

Однако известный факт, что прежде чем компания выпускает успешную игру, этому предшествует выпуск 5-10 неудачных игр, которые съедят ваш бюджет, время и весь энтузиазм. Поэтому верным решением было бы выбрать какой то интересный сценарий игры, запустить промо страницу, собрать отзывы и, если все будет ок на этом этапе ( то есть положительных отзывов больше, чем негативных), попробовать сделать первый прототип для группы из 100 игроков, да даже 10 хватит из числа ваших родственников и знакомых. Опять оценить результат и только потом, опять же если фидбек будет положительным, можно масштабировать приложение.

Из положительных перспективных примеров - Химчистка, стирка онлайн, какую проблему решает стартап, экономит время своих клиентов. К вам приедут домой заберут вещи, постирают, отгладят и привезут к вам же домой на следующий день. Для занятых семей, многодетных семей весьма актуальная проблема.

Создавайте решение для небольшой группы людей, а не для всех.

Всегда есть соблазн создавать что то большое, для всех или для большой группы людей. Тут чувствуется масштаб, ощущение, что вот если много людей будет этим пользоваться, то мы быстро станем успешной миллиардной компанией. Такое и инвесторы не зазорно показывать. Зачастую ничего из этого не выходит. Есть такая вещь как привычки и люди очень неохотно им изменяют. Даже если решение будет вау, совсем не факт, что люди начнут этим активно пользоваться, скорее наоборот будут откладывать до последнего.

Такие идеи еще и выглядят привлекательно,- а давайте сделаем соц. сеть для любителей животных, даа, скажут ваши знакомые, это было бы круто. Вы потратили 6 месяцев, чтобы сделать работающий прототип и тут вы слышите, отлично, попробую завтра или как-нибудь, когда будет время. Да выглядит интересно, скажет ваш знакомый, но зайдет на сайт всего лишь один раз, чтобы посмотреть и больше вы его не увидите.

Лучший вариант другой, решать очень важные, наболевшие вопросы небольшой группы людей. Можно назвать это колодцем, если на оси X будут люди, которым это нужно, а по оси Y важность проблемы. В таком случае ваш колодец должны быть высоким, но может быть не слишком широким. То есть вы решаете одну наболевшую проблему, небольшой группы людей.

Именно они будут первыми пользователями вашего решения, скажут вам большое спасибо и будут всячески его пиарить, потому что они реально избавились от одной, наболевшей проблемы. Тогда у вас есть хорошие шансы, что таких людей на самом деле больше и возможно вы получите больше пользователей, а те приведут еще и таким образом ваш бизнес будет масштабироваться.

Замечайте проблемы, а не придумывайте

Замечать проблемы в реальном мире важнее, чем придумать свой мир и увидеть, как в этом мире будет успешен ваш продукт или услуга. На самом деле если присмотреться таких проблем вокруг очень много. Например бизнес процессы в вашей компании скорее всего не идеальны и люди постоянно ругаются на что то или иронизируют. Например неудобно работать с почтой, ящик вечно переполнен и забит спамом, трудно найти важное письмо или серию писем, исследовав проблему, можно попробовать найти решение, потом сделать продукт или услугу на основе этого решения и начать его продавать.

Или еще один вариант, просто палю тему. У гугла есть отличный голосовой поиск, распознавание 97%, если вы часто пользуетесь мессенджером, то набирать текст бывает иногда ну оочень неудобно или лениво, вот если бы соединить эти две технологии, то получился бы отличный мессенджер с уникальной фичей, набор текста голосом.

Выключайте фильтр - “Может ли это стать большой компанией”

Так же достаточно частое искушение для стартапов. Мы не размениваемся по мелочам и готовы делать только масштабное приложение, для миллионов пользователей. Показательный пример, никто из основателей Airbnb не думал, что их проект соберет такую аудиторию и им будут пользоваться миллионы людей. Больше того, в это отказывались верить даже инвесторы, менторы и прочие венчурные капиталисты, с большим опытом. Основатели ходили по домам и квартирам и упрашивали каждого хозяина дома поучаствовать в их сервисе. То есть речь шла о десятках или сотнях участниках, но никак не миллионе. Так начинали большинство успешных стартапов.

Создавайте интересные и полезные вещи, а не пишите кандидатские диссертации

Это больше касается студентов, у которых есть время и возможность куда то его потратить. Так вот лучший совет в этом плане звучит как - сделайте что то полезное и интересное с товарищами. Не пишите многомесячные исследовательские работы, лучше сразу пробуйте. Выдвигаете гипотезу, делаете лэндинг или промо страницу, привлекаете пользователей. Все просто как раз два три. На основе уже полученных данных можно провести небольшую исследовательскую работу, но только на конкретных данных вашей целевой аудитории, а не на общих обзорах рынка.

У вас очевидная идея и вы думаете, что вы скорее всего уже опоздали, это не так.

Часто если у вас возникла хорошая, но вполне очевидная идея, вы думаете, скорее всего это уже кто то сделал. Что ж проверить это предположение сейчас можно очень быстро, 10 минут гугления и вы поймете делает кто то уже данный сервис или нет. Даже если кто то делает что то похожее в данный момент, у вас всегда есть возможность либо опередить конкурента, либо сделать продукт лучше. Может случиться так, что у конкурента были большие планы, но проект не был доделан, может быть не хватило финансирования, всегда есть сотня причин, по которым проект может не взлететь. Успех вашего проекта зависит исключительно от Вас.

Скучные идеи тоже могут быть стартапами, не пренебрегайте ими.

Есть куча ниш, где существуют проблемы, но они не очень привлекательны. Все хотят сегодня, конечно же, сделать свой мессенджер или приложение для обмена фотками, лайками и видео. Однако компания Stripe вышла на рынок обычных платежей, проблема важная, но все воспринимали ее как необходимое зло. Да за услугу, продукт или сервис можно заплатить, но это сложно, долго, нужно заполнить кучу форм и т.д. Тысячи программистов знали об этом, но никто не пытался изменить положение вещей. В компании решили проблему и сейчас платеж через Stripe можно делать легко и просто, в один-два клика. Да, химчистка онлайн это конечно не мессенджер, но решает вполне себе существующую проблему, экономия времени своих клиентов. Сегодня это химчистка и стирка, а завтра это может быть уже и ремонт бытовой техники компьютеров, услуги по настройке и обслуживанию техники и т.д., вполне себе миллионный бизнес.

Лучше делать стартап в той области, где вы эксперт или хорошо ее знаете.

Если вы эксперт в области работы с базами данных, поищите проблемы в этой отрасли, вероятность успеха будет гораздо выше, нежели вы решите разрабатать онлайн игру.

Дополнить списочек можно в комментариях )

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем