Делаем из сайта инвестиции
Сколько стоит?
К нам часто обращаются с вопросами вроде Прикрепляю ТЗ, скажите стоимость и сроки. Бывают случаи посложнее: А сколько стоит сделать музыкальный сервис, он типа spotify и яндекс музыки, только там у меня свои фишечки еще будут. А когда разбираешься в сути проекта, его целях и задачах, в том, зачем в ТЗ добавили тот или иной пункт, часто встречаются сопротивления: "Зачем столько лишних вопросов, все уже написано и придумано, просто скажите сколько стоит"
Такая позиция логична, ведь действительно прописано и продумано довольно много вещей. И потрачено немало времени. Но правильно ли написано? А сколько моментов упущено из виду и всплывет в ходе проекта?
Такие задания обычно пишут две категории людей:
- Сотрудники клиента: проект рассмотрен с точки зрения клиента: описание страниц и содержание на них. Остальные моменты зачастую опускаются. Бывает, даже суть проекта не описана. Ни один разработчик не сделает ничего хорошего, если не поймет суть проекта, зачем и кому он нужен, его возможные пути развития.
- Сотрудники другой студии. Станут ли хорошие студии без аналитики, проектирования, бесплатно и без смс составлять функциональное назначение или техническое задание проекта?
Не менее важен сам смысл вопроса - спрашивают стоимость - видят сайт как затраты. Как телефон купить. А ведь задача бизнеса совсем не в том, чтобы купить сайт. Задача в том, чтобы заработать больше бабла. Сайт лишь инструмент. Значит его нужно рассматривать не как затраты, а как инвестиции. При такой раскладке среднестатистически объемы вложенных средств пропорциональны финансовой отдаче. Мы, студия, работаем не для того, чтобы сделать вам сайт. Мы работаем для того, чтобы вы с нашей помощью извлекали прибыль и/или сокращали расходы.
Есть большой соблазн просто сделать сайт. У всех конкурентов уже есть, а у меня даже хреновенького-то нет. И друзьям показать нечего.
Результаты такого подхода просты: вы потеряете деньги, вы потеряете время и вы, вероятно, потеряете веру в то, что сайт может быть полезен на самом деле. Вас станет еще больше возмущать, что кто-то там просит за сайт аж 5 миллионов рублей.
А вы знали, что средняя конверсия сайтов в рунете 0,1-1%? То есть представьте, у вас есть магазин в ТРК, в который за месяц зашло 1000 человек. Они ходили, трогали ваши товары, загружали работой консультантов, полы топтали. Из них до кассы дошло человек 20, а заплатили человек 6. Такая точка долго бы не просуществовала.
К сожалению, для интернета, эта ситуация типична. Да, несомненно, здесь своя специфика, ведь 1000 в сутки - это небольшая цифра для интернет-магазина, а для оффлайн точки — это довольно хороший показатель. Тем не менее, есть к чему стремиться. И поднятие конверсии хотя бы до 3-4% увеличит прибыль в 3-4 раза.
Сколько вложить?
Заходить в студии и агентства нужно с вопросом "Сколько мне вложить денег, чтобы заработать столько-то в такие-то сроки?" или "У меня есть столько-то рублей, сколько я могу заработать в такой-то срок?" Из этих вопросов формируются бизнес-цели и задачи сайта. Сразу на них никто не ответит: нужно понять бизнес, его процессы, сделать анализ рынка, продумать возможные варианты решений задачи с помощью интернета. Но если говорят: "Ой, мы хз" - уходите.
Также не стоит забывать про риски: любые инвестиции - риски. Они могут окупиться, а могут и нет. Нужно быть готовым к тому, что студия допустит ошибку.
Решений задач компании при помощи интернета множество. Важно понимать, что интернет - это важнейшая точка контакта компании и покупателей. Причина - интернет везде: в ПК, в смартфонах, в часах, дома, в метро, в холодильниках и утюгах. И сам по себе сайт далеко не единственный вариант построить контакт с потребителем. Но это один из самых простых путей донести до клиента ваше видение, ваши товары, ваше позиционирование.
Поэтому ваш сайт – это отражение маркетинговой, коммуникативной и бренд-стратегии компании.
Это не значит, что перед тем, как начинать работу над сайтом, вам нужно разрабатывать кучу стратегий, заказать нейминг с брендингом. Они, конечно, важны, но для небольших компаний важнее, чтобы основатель понимал: кто мы такие, как мы позиционируемся, чем отличаемся от остальных, кто наша целевая аудитория, что мы хотим им рассказать. Когда вы это понимаете, вы на пути сделать сайт инвестицией.
Резюмируя
- Говорите на языке бизнеса, ставьте бизнес-цели;
- Отвечайте на вопросы студии/агентства, их будет много;
- Никогда не делайте сайт ради сайта;
- Четко выделяйте ваше позиционирование, целевую аудиторию и конкурентов.
Остальное - работа студии.