Прогнозы в сфере складской логистики
Что нас ждёт в 2024 году?
На этот вопрос отвечали в конце 2023 году многие аналитические компании. Так, партнер Data Insight Фёдор Вирин, в частности, обозначил главную тенденцию — рынок интернет торговли ожидает рост стоимости рабочей силы и ее дефицит. Решить проблему частично предлагают при помощи внедрения роботов, однако, не всем это удовольствие по карману. Тем не менее, эксперты прогнозируют, что автоматизация и роботизация будут играть все более важную роль в складской логистике маркетплейсов. Роботы и автономные транспортные средства будут применяться для выполнения физических задач на складах, таких как перемещение товаров, упаковка и погрузка.
Уход международных брендов с российского рынка и переход к параллельному импорту приведет, по мнению экспертов, к перетеканию еще большей доли спроса из оффлайна на крупные универсальные площадки маркетплейсов, поэтому склады будут востребованы, а их модернизация станет залогом высокой производительности.
Искусственный интеллект
Применение искусственного интеллекта (ИИ) и аналитики данных будет возрастать в складской логистике маркетплейсов. ИИ будет использоваться для прогнозирования спроса, оптимизации маршрутов доставки и улучшения планирования складских операций. Аналитика данных позволит маркетплейсам получать ценную информацию о потребительском поведении, что поможет им принимать более обоснованные решения относительно управления запасами и распределения товаров.
Дорогу WMS
Автоматизированные системы управления складом (Warehouse Management Systems — WMS) будут повсеместно использоваться для эффективного контроля запасов, отслеживания грузов и оптимизации процессов. Об этом говорит спрос на внедрение WMS в 2023 году и прогнозы на сохранение этой тенденции в 2024 году.
Компании, в которых работают западные WMS, рискуют, так как могут столкнуться с невозможностью дорабатывать системы под новые потребности бизнеса, поэтому им необходимо начинать процесс по миграции на российские решения. Для тех компаний, которые еще не используют профессиональные WMS-решений, самое время подумать об их внедрении.
Кадровый голод
С развитием складской логистики для маркетплейсов возникнет повышенный спрос на специалистов в этой области. Будет требоваться больше квалифицированных кадров, способных управлять автоматизированными системами, анализировать данные и оптимизировать операционные процессы. Кроме того, специалисты по логистике должны быть готовы адаптироваться к новым технологиям и постоянно совершенствовать свои навыки.
Новые требования к структуре складов
Ожидается, что развитие складской логистики для маркетплейсов приведет к изменениям в структуре складов. Более компактные и гибкие складские помещения будут предпочтительными, чтобы лучше соответствовать потребностям электронной коммерции. Однако онлайн-площадки не будут отказывать и от масштабных складов, так как они имеют свои экономические преимущества.
Страховка
После пожара на складе крупнейшего маркетплейса, мерам безопасности будет уделено повышенное внимание. Даниил Грунин, генеральный директор группы компаний SL-1 считает, что «пункт об обязательном страховании товаров надо внести в законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов, который сейчас рассматривается в Госдуме». Об этом он рассказал «РГ»: «страховать нужно не только склады маркетплейсов, но и пункты выдачи заказов. Они не являются собственностью маркетплейса, это франшизные ПВЗ. И на них также может произойти порча или потеря товара. Страхование необходимо, чтобы интернет-магазин и продавцы не несли значительные убытки в случае форс-мажорных ситуаций».
Новые площади и площадки
Склад одного из крупных маркетплейсов могут открыть в Амурской области, сообщило Амурское областное телевидение 25 января 2024 года. Губернатор Приамурья Василий Орлов и управляющий директор Ozon Сергей Беляков обсудили перспективы создания в Благовещенске склада временного хранения площадью почти 3 тыс. квадратных метров, работу на котором могут получить более 300 человек.
Российский ритейлер «Магнит» намерен запустить собственный маркетплейс «Магнит Маркет», пишут «РИА Новости» со ссылкой на заявления компании. Отмечается, что запуск запланирован уже на первую половину 2024 года.
Расширение ассортимента
Ozon начал продажу автомобилей на своей площадке. Полная стоимость авто оплачивается онлайн, договор купли-продажи стороны подписывают при доставке, рассказал «Ведомостям» представитель маркетплейса. Сейчас можно купить машины от «Деливери кар», онлайн-дилера китайского бренда Chery. Эта услуга доступна в Москве и Московской области. В планах Ozon — расширение ассортимента и географии продаж. Возможно, эту практику начнут перенимать другие маркетплейсы.
Новое название
В Госдуме нашли альтернативу слову «маркетплейс». Председатель комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов предлагает вместо него использовать словосочетания «виртуальная торговая площадка» или «виртуальный торговый посредник», цитирует депутата РИА Новости.