редакции Выбор
Поставьте все на карту. CJM в UX-аналитике: часть 2
В первой части мы рассмотрели следующие этапы.
1. Анализ предоставленной информации
Задача — разобраться в исходных данных и понять, какой информации еще не хватает.
Решение — самим стать пользователем:
- Максимально погрузиться в предметную область;
- Посидеть на тематических форумах;
- Позвонить в службу поддержки;
- Досконально изучить сайт;
- Найти осведомленных коллег и спросить у них, что еще почитать или посмотреть.
2. Изучение клиента и его бизнеса
Задача — декомпозировать и приоритизировать задачи.
Решение — лучше узнать клиента, стать с ним одной командой.
Инструменты:
- Фреймворк as-is to-be
- Описание проекта
- Ключевые сценарии
Теперь двигаемся дальше!
3. Изучение пользователей
Задача
Выяснить, как и для чего люди пользуются продуктом.
Где болит
- Клиент не изучал своих пользователей.
- Пользователи не приносят ценных инсайтов.
- Требуется много времени на исследование.
Решение
Что делать
- Составить гипотетический портрет пользователя
Гипотетический портрет пользователя нужен, чтобы понять, кого изучать. Первый раз мы делаем это еще до этапа интервьюирования, основываясь на анализе продукта клиента и аналогов от его конкурентов, изучая форумы и сообщества.
Найти тех, кто пользуется тем или иным продуктом, несложно. Важнее понять, почему они это делают, какие еще варианты им доступны.
Пользователя можно долго и тщательно изучать, чтобы в результате получить его подробный портрет. Самая простая аналогия — работа врачей.
Пример 1. Если вы отправитесь в поликлинику, то хороший врач после изучения истории болезни сможет подобрать корректное лечение.
История болезни — хороший и детальный портрет, на составление которого ушло много времени и сил.
Пример 2. В случае вызова неотложки времени на чтение записей нет, решение надо принимать быстро. Буквально 5–10 простых вопросов достаточно для работы специалиста.
Так что и портрет пользователя будет кратким. Деталями он будет обрастать уже позже.
Теперь разберем все на примере парня, который решил заказать себе несколько пар носков в онлайн-магазине. Нам нужно выяснить следующее:— Какая у него потребность. Выглядеть опрятно, не ощущать дискомфорта при ношении обуви.
— Какую цель преследует. Зачем он пользуется данным продуктом или функционалом. Например, чтобы купить носки.
— В каком контексте. Ситуация, в которой он поставил себе цель — удовлетворить потребность. Например, перебирал носки и нашел мало приличных пар. Решил прикупить еще.
— Дополнительные параметры. Можно добавить еще несколько параметров, если это так важно. Например, возрастную группу. Допустим, в возрасте 25+ наличие ярких принтов на носках не смущает, а наоборот, стимулирует к покупке.
Такой портрет может стать основой для подбора респондентов. После их изучения вы поймете, насколько ваше с заказчиком представление об аудитории близко к реальности.
- Провести воркшоп
Очень важно вовлечь клиента в рабочий процесс и перевести это в формат воркшопа. Мы часто объясняем, как должен выглядеть портрет, что в нем должно быть, а чего нет. После этого клиент самостоятельно составляет портреты пользователей, а затем мы сравниваем их с теми, которые получились у нас.
Практика показывает, что все обращают внимание на разные детали, по-своему представляют и контекст, и действия пользователя. Поэтому данный этап просто необходим для синхронизации видения. Да и клиенту будет интереснее анализировать результаты исследования, к которому он приложил руку. На этом этапе нет правильных и неправильных портретов — существуют гипотезы, которые нужно проверить в ходе изучения пользователей.
- Составить детальный план исследования
Итак, мы начали исследовать пользователей. И вдруг, Хьюстон, у нас проблема! Пользователи не приносят ценных инсайтов. Но это не проблема, а всего лишь повод задуматься:
— Что мы хотим узнать?
— Какую информацию можно получить только от пользователя?
— Как сильно это повлияет на интерфейс?
Для каждого исследования надо четко сформулировать ожидаемый результат, составить и проверить бейслайн интервью и сценарии тестирования.
4. Моделирование решения
Задача
Смоделировать будущее решение.
Где болит
- Сложные фреймворки.
- Клиент не хочет смотреть промежуточные этапы и ждет прототипов.
- Клиент настаивает на своем решении.
Решение
Инструменты
- Упрощенные персонажи
- Упрощенный JTBD
- Упрощенный CJM
- Конструктор информационной архитектуры
- Для комфортного взаимодействия мы составляем навигационные структуры из компонентов конструктора, который собрали в Figma. Любые правки вносим мгновенно.
- Если у клиента есть желание попробовать составить что-то самостоятельно, в нашем присутствии или на досуге, то мы предлагаем для этого сервис Octopus.do.
- Чтобы совместно строить CJM без привязки к разным инструментам, мы используем обычные google-таблицы с общим доступом к аккаунту. Это гарантия, что точно ничего не потеряется.
- Если нужно что-то быстро нарисовать и показать, то пригодится старый добрый Paint с расшариванием экрана или сервис AWW App, а также его аналоги.
Что делать
- Проводить воркшопы
Пока все схемы не будут просмотрены, обсуждены, доработаны и согласованы, дальше процесс не пойдет. Звучит как ультиматум, под которым вряд ли кто-то подпишется. Но все заказчики разные:
а) кому-то проще работать со схемами и таблицами — они уже на этом этапе отчетливо понимают, что получится в итоге;
б) некоторые полноценно включаются в работу только на этапе раскрашенных макетов.
К слову, будет не лишним почитать литературу про психотипы: возможно, это позволит разложить по полочкам ваш накопленный опыт и упростит поиск подхода к людям.
Разумеется, лучше обо всем договориться на берегу, поскольку на ранних стадиях работы стоимость смены концепции или функционала низкая.
Как вовлечь заказчиков в ранние процессы? Мы, например, максимально упростили используемые форматы документирования и описания — сделали их редактирование доступным для клиента и перевели работу в формат воркшопа.
Если все это станет чем-то вроде маленького приключения, то заказчик не будет воспринимать встречу с дизайнером или аналитиком как обычную рутину. Например, сначала вы вместе составили портрет пользователя, а теперь рисуете прототип и строите навигационную структуру.
Нам в этом плане часто везет: люди делают такую работу впервые — им все кажется новым и интересным. Это явно веселее, чем сочинять текст для очередного email!
5. Передача накопленных знаний, презентация решения
Задача
Передать знания по проекту.
Где болит
- Сложные фреймворки
- Большой объем материалов
- Устные договоренности
- Беспорядок в файлах
Решение
- Максимально облегчить используемые форматы.
- Работать в облачных сервисах для удобного доступа к файлам, выстроив там структуру папок, повторяющую навигационную структуру с контентом и материалами.
- Соблюдать единый паттерн организации контента.
По каждому проекту мы ведем базу знаний в Confluence. Когда стартует работа над новым сервисом, связанным, например, с медициной, то ищем похожие проекты, читаем транскрибации интервью или отчет по аналитике и смотрим решения, к которым пришли. А все материалы структурируем на google-диске по следующему шаблону.
Аналитика
- Материалы от клиента
- Общие
- Раздел системы
- Исследование пользователей
- Название исследования
- Анализ конкурентов
- Функциональные референсы
- Описания процессов
- Требования
- Функциональные требования (ФТ) и приложения
- Проектирование
- Дизайн
Подобная система здорово упрощает работу.
Итог
Мы рассказали об основных этапах работы и инструментах, которые помогут лучше разбираться в задачах клиента. Напоследок хочется дать несколько советов и упражнений для тех, кто только начинает свой путь.
Советы
- Используйте референсы
Аналитики тоже делают это, но просто немного иначе. Вы не ищете референсы графического решения задачи, а анализируете сценарии решения задач. Насколько удобнее тапнуть на кнопку внизу экрана, чем тянуться на самый верх? Как описание к инпуту помогло вам правильно его запомнить? Какой копирайт лучше подходит для описания?
В качестве хороших референсов можно использовать подборки на Product Hunt — там много новых сервисов. Здорово же анализировать, как привычные задачи решают люди в других странах? Есть ли у них свой Ozon, «Яндекс.Еда» и «Тинькофф»?
- Расширяйте кругозор
Смотрите специализированные подборки, анализируйте приложения, сервисы и продукты, которыми пользуются ваши знакомые. Постоянно пробуйте что-то новое!
Анализируя большое количество решений разных задач, вы расширяете свою ментальную модель. Кстати, это еще одна штука, о которой стоит почитать.
- Упражняйтесь
Вы увидели часть красивого интерфейса, а затем взяли и представили весь сценарий, додумали, как выглядела бы вся система, спроектировали пару экранов, чтобы показать этот сценарий.
- Читайте профессиональную литературу
Изучайте статьи о том, с чем работаете или хотите работать. В Telegram можно найти много каналов о UX на русском языке, поэтому рекомендуем начинать с них. Подпишитесь на один, а затем через рекламные интеграции найдете все остальные.
Рекомендуем к прочтению
- Алан Купер «Психбольница в руках пациентов».
- Роб Фитцпатрик «Сначала спросите маму».
- Джеймс Вебб Янг «Техника рождения идей».
- Генрих Альтшуллер «Найти идею. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач».
- Даниэл Канеман «Думай медленно... решай быстро».
- Edward Tufte «The Visual Display of Quantitative Information».