Главное Свежее Вакансии   Проекты
357 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

В мире digital: кто такой арт-директор и как им стать?

На эти вопросы отвечают арт-директора Студии Олега Чулакова.

Бытует мнение, что при вступлении в должность арт-директора дизайнер достигает вершины карьерного олимпа. Но в реальности все обстоит несколько иначе. Арт-директор — человек, который не исключительно про дизайн, но и про управление командой. Это отдельная профессия со своими навыками и знаниями.

Чем он занимается в digital-агентстве, как им стать, как наладить дизайн-процессы и грамотно давать оценки и комментарии к чужим работам — эти и другие вопросы мы задали арт-директорам продуктового юнита Студии Олега Чулакова.

Арт-директор — кто это?


«Арт-директор» уже само по себе сложное составное слово, поэтому обязанности у него априори простыми быть не могут. Art direction делится на две части: art — искусство, direction — направление. Мы предлагаем такое толкование — человек, который:

  1. с одной стороны, осуществляет контроль и добивается определенного уровня качества относительно дизайна, функционала, UX и т. д.;
  2. с другой стороны, управляет людьми и процессами.

В Студии мы придерживаемся принципа, что именно арт-директор несет ответственность за конечный результат.

А чем он вообще занимается?


«Это даже больше работа с людьми, чем с проектами».

В этой профессии важно быть личностью многогранной. Понятно, что в разных компаниях круг обязанностей арт-директора немного отличается. В нашем случае он должен реализовывать следующие функции:

  1. HR — присутствовать на собеседованиях, набирать в свою команду подходящих дизайнеров;
  2. психолог — проявлять эмпатию и вовремя распознавать «огнеопасную» ситуацию в коллективе, в нужное время выходить на разговор с человеком и получать обратную связь;
  3. управленец — быть в курсе текущих трендов и делать прогнозы, направлять специалистов в нужное русло и делиться с ними своим видением, контролировать результаты.

Чуть более подробно остановимся на последнем пункте. В задачи арт-директора как менеджера входит развитие отдела и совершенствование бизнес-процессов. Каким бы плотным ни было его расписание, необходимо уделять хотя бы час времени рефлексии. Если человек на такой позиции постоянно тонет в рутине и ставит рекорды по продолжительности рабочего дня, то сложно назвать его компетентным руководителем.

Кто в подчинении у арт-директора?


Например, в Студии команда под управлением арт-директора состоит из дизайнеров, моушен-дизайнеров, иллюстраторов и аналитиков. Иными словами, много креативных личностей с тонкой душевной организацией, где к каждому надо найти подход. Кому-то проще при наличии прямых указаний, кому-то требуется больше свободы.

Какими soft skills должен обладать арт-директор?


Для этой профессии, по нашему мнению, необходимы:

  1. коммуникабельность;
  2. эмпатия;
  3. честность;
  4. умение отстаивать свою точку зрения;
  5. навык эффективной презентации результатов работы;
  6. тайм-менеджмент;
  7. стремление к совершенствованию текущих бизнес-процессов.

Как стать арт-директором?


Универсальной инструкции здесь попросту быть не может. Поэтому делимся своим опытом.

Образование

Арт-директор — одна из тех современных профессий, по которой степень бакалавра или магистра в университете не получить. Однако, как принято в нашей стране, в 16–17 лет молодые люди должны сделать выбор будущей специальности. И потом часто сфера деятельности не совпадает с тем, что указано на красивой бумаге с синей или красной корочкой.

Например, один из наших арт-директоров мог бы сейчас работать инженером по охране труда, а другой — продолжать трудиться в качестве технического специалиста в СМИ. К счастью для нас и для них, все пошло не по изначальному плану.


Арт-директор Александр

В общем, на арт-директора выучиться пока что нельзя. Насчет получения дизайнерского образования — оно не обязательно должно быть ограничено рамками бакалавриата или магистратуры. Об этом расскажем в следующем пункте.

Самообразование

Как бы банально это ни звучало, в открытом доступе можно найти огромное количество курсов и полезных статей. Плюс всегда есть возможность учиться, учиться и еще раз учиться в специализированных школах:

  1. Британская школа дизайна;
  2. Future London Academy;
  3. Школа дизайна НИУ ВШЭ;
  4. Chulakov School.

Опыт

Непохожие друг на друга проекты, коллеги с разным бэкграундом — еще одни ценные источники знаний и навыков. Поэтому план действий такой: много работать, изучать хорошие практики и в дальнейшем применять на деле.


Арт-директора Ярослав и Александр

Главное, что надо запомнить, — процесс обучения и развития должен продолжаться всегда. Если кажется, что уже все знаете и умеете, тогда у нас для вас плохие новости.

Плох тот дизайнер, который не хочет стать арт-директором?


На этот вопрос есть целых два дополняющих друг друга ответа:

  1. не каждый дизайнер может стать арт-директором;
  2. не только дизайнер может стать арт-директором.


Арт-директор Ярослав

Сейчас подробнее разберем каждый из них.

Во-первых, существует два типа карьерного роста: вертикальный и горизонтальный.

  1. Вертикальный — прохождение пути, например, от стажера до руководителя отдела. Это подъем по иерархической лестнице, который не обязательно должен быть в рамках одной компании, бизнеса или сферы деятельности в целом.
  2. Горизонтальный — карьера, где подразумевается повышение профессионализма в определенной отрасли и расширение зоны ответственности в рамках отдела. Такой вариант подходит представителям творческих и экспертных профессий, особенно при наличии желания продолжать развитие в своей сфере и не отвлекаться на управленческие задачи.

Более того, далеко не все могут быть руководителями. В одной зарубежной статье нам очень понравилось высказывание, что «90% людей рождаются хорошими работниками, 9% — хорошими управляющими, но только 1% — настоящими лидерами». А арт-директор — это все-таки профессия больше про определение направления работы, контроль и коммуникации.

Во-вторых, не обязательно N лет работать дизайнером, чтобы затем занять должность арт-директора. Существует много примеров, когда человек никогда в жизни самостоятельно не рисовал интерфейсы, но обладает чувством вкуса и имеет богатый опыт в управлении. И этого оказывается достаточно, чтобы проводить качественный арт-дирекшен.

«У арт-директора по умолчанию должен быть хороший вкус».

В чем подводные камни этой профессии?


На первых порах не исключены «фантомные боли», когда рука так и тянется самостоятельно внести правки в макет, вместо того чтобы просто указать дизайнеру на недочет и попросить его переработать.

Со стилем управления тоже важно не переборщить: слишком жесткие рамки и ограничения в духе «а что вы уже сделали?» каждый час оказываются бессмысленными. Мы, например, ежедневно проводим стендапы, где рассказываем, что успели реализовать вчера, а что планируем на сегодня.

Более того, работа арт-директора может в один прекрасный момент превратиться в информационный хаос: неконтролируемый поток сообщений, куча ошибок, когда надо бежать и всех спасать. Из-за этого какие-то глобальные управленческие вопросы часто откладываются до лучших времен.

Привет, я заказчик. Почему я должен платить за услуги арт-директора?


Сравнивать стоимость одной и той же услуги у фрилансера и digital-агентства — в корне неверно. Необходимо понимать, что цена предложения складывается не только из часов работы дизайнера.

Арт-директор принимает участие во всех этапах работы и контролирует процесс, обладает общим видением и направляет команду. Команда без арт-директора не может выдать результат нужного качества.

Появились еще вопросы? Оставляйте их в комментариях, мы на них обязательно ответим.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем