Как работает Яндекс. Разбор косточек текущего поискового алгоритма
Как работает Яндекс. Разбор косточек текущего поискового алгоритма
Поисковую систему Яндекс в нашей стране знают практически все люди, которые имеют хотя бы мобильный телефон. Не смотря на то, что google с помощью тех же самых мобильных телефонов смог обогнать Яндекс в битве за аудиторию (мы писали об этом совсем недавно). По другим же данным, доля поиска от Яндекса все еще довольно высока, поэтому его актуальность не теряет своих позиций.
Продвижение сайтов, а точнее не столько процесс, сколько результат, интересует многих бизнесменов. Они хотят знать как работают поисковые алгоритмы (в самых общих словах), потому что за работу по SEO они, собственно говоря, и платят. И чтобы лишний раз не рассказывать все азы и основы с самого начала новым клиентам, которые заказывают у нас продвижение сайтов, но хотят знать как это все будет работать, я решил написать эту статью.
Рассмотрим на конкретном примере. Встречайте! Многорукий бандит - текущий поисковый алгоритм, применяемый все еще лидирующей российской поисковой системой.
Что за бандитское название?
Ни к дворовой гопоте, ни благородным преступникам это название по сути своей отношения не имеет. Оно лишь условно обозначает принцип работы механизма ранжирования сайтов в поисковой выдаче.
Яндекс сам упомянул его в одной из записей в своем блоге. От этого и пошло. Бандит орудует на просторах рунета с лета 2015 года по неофициальным данным. Именно летом седалищные мышцы некоторых оптимизаторов внезапно увеличили свою температуру, когда они увидели, что их проекты ушли из ТОПа выдачи даже по тем запросам, по которым находились там уже давно, не говоря уже про усилия, приложенные к новым результатам seo-оптимизации. Официальная информация о введении нового поискового алгоритма попала в интернет осенью 2015. К этому моменту выдача относительно устоялась, позиции большинства сайтов по своим запросам вернулись на место, однако с этого момента выдача больше никогда не будет прежней.
Общие основы работы поисковых алгоритмов
На данный момент самыми важными вопросами, которые ставит поисковая система перед собой в процессе ранжирования - "насколько хорош именно этот сайт в рамках данного поискового запроса?". Наиболее важную роль здесь играют 2 фактора - релевантность текста страницы запросу и поведенческие факторы.
Релевантность текста поисковому запросу при формировании выдачи поиска
Нужно начать с того, что при поступлении какого-либо запроса в поисковую выдачу, алгоритм обязательно обрабатывает внутреннее содержимое страницы. Тут важен вопрос релевантности текста, то есть соответствие текста страницы именно тому запросу, который хочет раскрыть пользователь. Причем речь идет не о тупом методе "если есть фраза "крутые парни", то обязательно нужно набить всю страницу через строчку этой фразой", отнюдь. За годы работы поисковик научился определять "смысл" текста. Только не на основе логических умозаключений, а путем многочисленных вычислений, сравнений, анализа и прочего.
Иными словами, поисковик улавливает суть текста страницы, перебирает множество технических и семантических данных, а потом делает вывод о том насколько конкретный сайт соответствует конкретному поисковому запросу.
Как он делает это так быстро?
Ответ прост. Выдача в общем виде формируется задолго до того, как вы введете интересующий вас запрос в строку поиска. Поисковые роботы постоянно индексируют сайты, вылавливают их суть, сравнивают друг с другом и расставляют приоритеты. А в тот момент, когда вы нажимаете кнопку "найти", подсовывает вам уже обработанную заготовку, в которую вносятся лишь коррективы по вашим персональным предпочтениям (их поиск тоже учитывает!).
Я скажу честно и откровенно, что никаких точных данных типа "тошность текста", частота использования ключевых фраз вплоть до сотых долей процентов и прочих блудных движений, мы в работе по раскрутке сайтов не используем. Вся работа делается на автоматизме, а акцент ставится на тематичности статьи и удобстве для чтения.
Поведенческие факторы, которые влияют на формирование поисковой выдачи
А знаете, что ссылочная масса - это поведенческий фактор?
Для тех, кто засмотрелся на картинку выше, я повторюсь:
Ссылочная масса - это поведенческий фактор
Почему? Да потому что в идеальных условиях она как раз таки и отображает качество конкретного сайта и конкретной страницы в глазах других пользователей. Если есть ссылка, значит ее кто-то поставил. Если ее кто-то поставил, значит она кому-то была нужна. Если она кому-то была нужна, и ее поставили, то это значит, что ей поделились с другими "ищущими", чтобы они смогли прочитать и получить полезную информацию.
Все эти движения со ссылочными биржами, арендой и закупкой ссылок оставим за кадром. Ссылки с социальных сетей тоже играют роль, ведь зачастую они являются сигналами для других пользователей, что именно "тут" есть что-то интересное.
Наша статья на тему "стоит ли покупать ссылки в 2016 году?"
Ссылочный профиль - не единственное, на что смотрит тот же самый Яндекс при ранжировании. Количество просмотренных страниц, аналогичный показатель за одну сессию одного человека, глубину просмотра, тематичность просматриваемых страниц, время на сайте, показатель отказов, источники заходов, поисковые фразы, с которых произошел заход и т.д.
Все эти моменты в той или иной степени оказывают влияние на работу поисковой системы, оказывая влияние на формирование поисковой выдачи. Оно и понятно - чем лучше сайт, тем больше его будут смотреть (во всех смыслах). Чем больше его смотрят люди, пришедшие с конкретного источника, тем интересней он для них. Уже слышите как заскрипели шестеренки поисковых машин?
Яндекс следит за вами
Откуда берет данные о поведенчсеких факторах Яндекс? Из той же Яндекс Метрики. Тут общение с вебмастерами построено по приниципу "я тебе, ты мне". Поиск дает хороший аналитический инструмент, но вы оказываетесь не единственным (да и далеко не самым важным) потребителем информации. А еще Яндекс Браузер, который так рекламировался везде и всюду. Кстати, у Google тоже самое. Ваш любимый Chrome кропотливо записывает все-все посещения фоточек вашей первой любви в одноклассниках.
Есть еще многие конкретные параметры, которые используются при анализе и сравнении сайтов для формирования выдачи, но мы-то тут смотрим основы, ага? Азы я вам рассказал.
Бандитизм от все еще самого популярного российского поисковика
Многорукий бандит от Яндекса делает жизнь молодых сайтов чуть проще. Он теснит старые сайты по каким-либо запросам, впихивая туда новичков. Зачем ему это? Элементарно, он же хочет получить данные по поведенческим факторам тех или иных сайтов, а делается это самым простым способом - опыт реальных посетителей.
Робот Яндекса сканирует сайт, понимает, что вроде тут есть что-то интересное по тому или иному запросу, а поисковый алгоритм подкидывает этот запрос в ТОП-3 - ТОП-10 и анализирует данные. Если пользователям сайт понравился, показатели ПФ оказались высокими, то очень скоро придет время старожилам выдачи немного потесниться. Если же сайт уныл чуть менее, чем полностью, то он занимает свое законное место - в Ж**Е выдачи, старожилы идут обратно, а в бой рвутся очередные новички.
Яндекс дает шанс молодым сайтам
Логично и понятно, что данные о поведенческих факторах поисковая машина может получить только от реальных пользователей. Изменения выдачи происходят регулярно. Сайты ранжируются с изменениями почти каждый день, а ведь выигрывают от этого только пользователи.
И это здорово, ведь в противном случае выдача не менялась бы десятками лет. Ни пользователи, ни поисковые машины просто не знали бы о том, что появилось что-то такое, что может перекрыть своей полезностью всех представителей ТОПа по запросу. А ведь выдача полезных результатов - первичная цель поисковой машины.
Поэтому если ваш старый сайт потерял ключевую позицию, то не стоит расстраиваться, ведь он мог просто дать временное место для новичка. При выходе молодого сайта в ТОП по конкурентной тематике тоже радоваться не стоит, нужно выждать время, ведь именно ваш сайт мог собрать джек-пот и попробовать свои силы на территории "больших дядек". К слову, часто выдача меняется каждый день.