Главное Авторские колонки Вакансии Образование
2 665 3 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как попасть в акселератор и кому это нужно?

Всем стартапам нужны инвестиции, помощь экспертов и связи. Где всё это взять? Один из источников – акселерационные программы. Как мы проходили акселерацию, рассказываем и показываем
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Принимайте участие и подавайте заявки в большее количество конкурсов и акселерационных программ! Это отличный инструмент для стартапов, который позволит вывести свой проект на новый уровень, да и вообще лучше узнать его изнутри.

Все начинается с заявки

Это дело не пяти минут, и даже не одного дня. Как правило, анкета-заявка на акселерационную программу обширная и требует тщательной проработки вопросов, которые до этого у вас даже могли и не возникать в голове.

Зато при заполнении вы создаете отличное представление своего проекта. Некоторые вопросы в заявках на разные конкурсы – типовые, поэтому обязательно сохраняйте все заполненные шаблоны, они обязательно пригодятся.

Например, на днях мы получили приглашение принять участие в одном конкурсе на получение денежного гранта на развитие и поддержку экспертов, но самое интересное, что прием заявок заканчивался в тот день, когда нам пришло письмо-приглашение. К счастью, мы сохраняем все наши заявки и понадобилось всего полчаса, чтобы заполнить и отправить заявку на конкурс.

За заявкой обычно следует заполнение расширенной анкеты, где потребуется подробно расписать свой проект, схему монетизации, команду и планы на будущее. Затем, если ваша заявка пройдет отбор, состоится собеседование с организаторами и/или экспертной комиссией, где вам понадобится презентовать свой проект и отвечать на вопросы. А дальше, вы проходите в программу акселерации...или нет. Рассказываем, как это было у нас.

ФРИИ

Осенью 2013 года мы решили принять участие в первом на тот момент наборе ФРИИ, который включал в себя две формы акселерации:

1. Оффлайн акселерация (инвестиции в размере $25 000 за 7% компании, а обязательными условиями являются переезд 2-3 членов команды в коворкинг ФРИИ на 3 месяца и посещение лекций в Москве).

2. Онлайн — удаленная форма акселерации, в рамках которой команда работает со своим трекером по skype, ставит цели и отчитывается об их выполнении. Лекции можно смотреть в видеозаписи или посещать очно, если вы находитесь в Москве.

Кстати, сейчас форма акселерации “онлайн" во ФРИИ отсутствует.

Акселерация длится 3 месяца. ФРИИ заявлял, что по выходу из акселератора у всех проектов будут равные условия выступить перед инвесторами на Demo Day и привлечь до $450 000 инвестиций от ФРИИ.

Мы попали именно в онлайн акселератор, но основатель площадки Евгений Дьяченко по делам другого своего бизнеса переехал в Москву, поэтому имел возможность посещать лекции и другие мероприятия в оффлайн режиме.

Как мы попали в онлайн акселератор?

Во-первых, подали заявку (заполненной заявкой в первый набор ФРИИ делимся с вами тут), затем было 15-минутное skype-интервью, и через пару недель мы узнали, что вошли в ТОП-100. Потом был День отбора проектов в оффлайн, где Евгений Дьяченко выступал с 5-минутным докладом перед экспертами.

У нас было желание попасть в оффлайн, но мы колебались: переезд трех членов команды на 3 месяца в Москву означал, что мы бы спустили все $25 000 инвестиций “на еду" (жилье, еда, перелеты). В итоге, мы не прошли в оффлайн. Конечно, немного расстроились, что не прошли конкурс, но понимали, что нам этого не сильно хотелось — отдавать 7% компании “за еду".

Онлайн акселерация выглядела примерно так: сначала мы определили метрики нашего проекта (измеримые числовые параметры, которые характеризуют успешность), потом раз в неделю мы созванивались с трекером, обсуждали планы и текущие метрики.

Среди плюсов первого отбора ФРИИ: интересные лекции, полезные знакомства.

Очень интересно было послушать лекции своих земляков из Томска.

Среди минусов: ФРИИ практически забыл про проекты из онлайн акселератора: видеозаписей лекций почти не было, а в конце акселератора ФРИИ устроил подставу, не допустив почти весь онлайн до Demo Day.

В результате от участия в проекте ФРИИ остался очень широкий спектр эмоций. В любом случае, мы очень рады, что участвовали 3 месяца в их онлайн акселераторе. За это время почти все показатели нашего проекта выросли в 4 раза: число заказов, число откликов, посещаемость ресурса.

Кстати, по выходу из онлайна, ФРИИ пригласил нас в оффлайн акселератор. Но по некоторым причинам мы отказались от этого предложения. Конечно, нам польстило, что за 7% доли ФРИИ был готов инвестировать в нас $25 000 деньгами (+$20 000 своими услугами), что дает общую оценку проекта в 20 млн. рублей. Приятно осознавать, что за год мы создали компанию, которая оценивается в такую сумму.

Вы повысите интерес СМИ к проекту, если станете принимать участие и занимать призовые места на известных конкурсах и акселераторах. Например, после участия во ФРИИ было выпущено несколько хороших публикаций о Supl.biz.

Летом 2014 года мы подали заявку в четвертый набор ФРИИ

Планировали быстро заполнить заявку, ведь сохранили прошлую, но не тут-то было. За три прошедших набора, ФРИИ явно вырос и переосмыслил форму подачи информации о проекте.

Заявку мы заполняли дня 3 (здесь можно посмотреть нашу заполненную заявку в третий набор). Но это, в свою очередь, дало толчок к пониманию нашего проекта еще больше.

В четвертый набор мы не прошли. Делимся причинами, которые нам прислали на почту:

Отсутствие аудитории у продукта.Отсутствие подтверждение востребованности с рынка.Есть вопросы к полноте и команды и к занятости членов команды проектомЗа год с момента прохождения онлайн акселер...

Да-да, последняя причина обрывалась на полуслове :)

Конечно, с большинством из названных причин мы не согласны и можем парировать, но согласны с тем, что были вопросы к полноте команды, так как на момент подачи заявки большая часть команды принимать участие в оффлайн акселерации не могла.

Сделали вывод, что заявку нужно прорабатывать еще более тщательно.

Если хочешь, чтобы твой проект работал и развивался, то ни в коем случае нельзя сдаваться! – такой девиз должен быть у каждого стартапера

Мы решили подать заявку на пятый набор ФРИИ – в третий раз, потому что можем участвовать всей командой, не отвлекаясь на другие проекты. А попадем мы или нет – покажет время.

Акселератор Qiwi Universe и бизнес-инкубатора МГУ

Для кого проект: для всех желающих команд с технической спецификой бизнеса или идеи.

Увидели, что проходит набор, отправили заявку на участие. Мотивировали инвестиции (20 000 $) и работа с экспертами. Заявка на Qiwi была чуть проще, чем на ФРИИ, точнее, чуть короче.

Через пару недель нам пришло письмо от организаторов, что мы прошли во второй тур отбора и приглашены на встречу с экспертами в офис Qiwi в Москве.

Когда мы пришли, нас встретили организаторы со словами:

Это вы Supl.biz? Мы про вас только что статью на Цукерберг Позвонит читали!

– это, конечно, вызвало в нас бурю положительных эмоций.

Один из организаторов представлял Qiwi, другой - МГУ.Сама встреча длилась примерно 20 минут. Собеседование прошло в дружеской атмосфере за чашечкой кофе. У нас спросили несколько стандартных вопросов и мы разошлись.

Прошло еще несколько недель и мы получили письмо, что проект Supl.biz прошел отбор совместной акселерационной программы Бизнес-инкубатора МГУ и группы QIWI — QIWI Universe и стал финалистом.

Финал состоялся 2 июля 2014 года. Представители от компаний выступали перед экспертным советом с короткой презентацией своего проекта.

К сожалению, в акселератор мы так и не попали. Эксперты поделились причинами:

Вовлеченность участников в проект

– действительно, на момент подачи заявки из всей нашей команды могли принимать участие в акселераторе только несколько человек, так как остальные были вовлечены ещё в другие проекты. Это повлияло на решение экспертов.

Некоторые моменты по масштабируемости проекта и проблемы спама

– однако, мы не согласились с мнением экспертов и пояснили, что у нас есть решения этих проблем, которые мы успешно применяем.

В любом случае, мы вынесли для себя полезный опыт и знаем, на какие моменты стоит больше акцентировать внимание в следующий раз.

Если ваш проект развивается в большом городе – Москве, Санкт-Петербурге и др., то найти интересные конкурсы и акселерационные программы довольно просто. К тому же, в случае победы и выделения инвестиций вам не придется тратить средства на переезды и съем жилья. Но и в маленьких городах можно и нужно находить конкурсы и принимать участие. И даже если не получится привлечь инвестиции, полезные знакомства и новые идеи для ведения бизнеса гарантированы.

Но самое приятное – это тот момент, когда вы перерастете акселерационные программы и сможете быть на плаву без сторонней помощи. Чего и желаем!

Автор статьи: Екатерина Рыжкова

+14
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем