Главное Авторские колонки Вакансии Образование
3 560 11 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как российскому ИТ-проекту выйти на окупаемость за 4 месяца. Часть 1

Мы начинаем цикл статей, в которых будем делиться советами по развитию проекта в условиях ограниченного времени и бюджета. Сегодня рассказываем о методологии Lean Startup и как мы применяем её в нашем проекте Supl.biz
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Многие эксперты в области стартапов пропагандируют использовать методологию Lean Startup – разрабатывать продукт с минимальными финансовыми и временными вложениями. Один из приемов: перед тем, как разрабатывать какой-либо функционал, минимальными усилиями протестировать, а будет ли этот функционал востребован, улучшит ли он метрики проекта.

У нас есть порядка 25 гипотез, которые мы должны проверить. Несколько из них мы уже проверили и делимся с вами результатом. Кроме того, приведем пару примеров, когда тестирование малыми вложениями не получается.

Гипотеза 1. Пользователям интересно знать, кто смотрел их страницу, и они готовы платить за это

Этот функционал есть, например, у LinkedIn и hh.ru, поэтому мы решили, что нашим пользователям такое тоже будет интересно. Например, мы сможем показывать, кто смотрел коммерческие предложения или кликал по рекламному баннеру наших рекламодателей, а они получат возможность "дожать" такие контакты до сделки.

В базе уже есть вся необходимая информация. Чтобы проверить гипотезу, мы решили сделать небольшой блок со ссылкой на отдельную статичную страницу.

На статичной странице такой текст: "Эта страница находится в разработке. Если вам интересно получить информацию о компаниях, которые смотрели эту страницу, то отправьте запрос по почте info@supl.biz."

Первую часть гипотезы мы проверяем по числу просмотров этой страницы (/pageviews/) за 5 дней:

2.4% просмотров приходится именно на эту страницу – очень хорошо, значит первая часть гипотезы подтверждается, людям это интересно. Но на почту не пришло ни одного запроса – из этого можно сделать вывод, что люди не будут платить только за эту функцию, если они не хотят даже тратить свое время на написание письма ради этого.

Вывод: пока страницу оставляем в таком виде, может быть этот функционал реализуем когда-нибудь позже, в текущем контексте он не имеет ценности. Когда мы реализуем какой-то другой функционал (например, коммерческие предложения), тогда, возможно, людям станет более интересно знать, кто их смотрел, – это можно будет понять по запросам на почту.

Гипотеза 2. Пользователи будут приглашать своих партнеров через почту

Подобный функционал есть, например, на Facebook и LinkedIn: можно подключиться к своему ящику почты и сервис разошлет приглашение друзьям по базе контактов из вашего почтового ящика.

За 3 минуты мы добавили ссылку "Пригласите ваших партнеров оставить отзыв" в профиль компании, у которой еще нет отзывов:

Ссылка ведет на страницу с текстом "Вы можете отправить письмо вашим партнерам и пригласить оставить отзыв о вашей работе. Наличие отзывов о компании положительно влияет на имидж компании и на выбор заказчиком поставщика и исполнителя. Спасибо, что пользуетесь нашей торговой площадкой! Вернуться на главную." Также через Яндекс.Метрику мы посмотрели статистику этой страницы за пару дней: 3 просмотра.

Вывод: хорошо, что мы не стали тратить время на разработку функционала, которым бы никто не стал пользоваться.

Гипотеза 3. Карточки компаний и рейтинг

У нас было такое предположение: если дать пользователям возможность, то они будут заполнять карточку своей компании, а также оставлять отзывы о других компаниях, что создаст ценность для всех участников площадки.

Но методика Lean Startup тут малоэффективна, потому что сложно определить конкретные метрики, на которые повлияет такой новый функционал. Посещаемость – метрика, конечно, но на посещаемость влияет все остальное, что мы делаем в то же самое время, например, PR-активность.

Вторая проблема с этом предположением: мы не можем никак проверить, будут ли люди пользоваться этим функционалом и принесет ли он дополнительную ценность пользователям площадки до тех пор, пока мы не реализуем это на достаточно приличном уровне – это занимает большое количество рабочего времени.

Сложный случай. Мы "вышли в поле" и стали спрашивать наших пользователей, был бы им полезен такой функционал. Пользователи почти все отвечали "да". Это, конечно, не абсолютный аргумент, пользователи иногда могут говорить одно, а вести себя совсем иначе.

Наверное, главная причина по которой мы решили делать продвинутые карточки компаний и рейтинг – интуиция нам подсказывала, что это будет пользоваться спросом.

12 ноября 2014 года мы запустили этот функционал в первой версии и действительно, люди стали им пользоваться, создавая вот такие карточки компаний:

Lean подход тут оказался не очень бережливым, но все же мы постарались минимизировать риски: для проверки, что это будет пользоваться спросом, мы решили сделать самую простую версию, даже с "дизайном от программиста" (т.е. не тратились на дизайн).

Заключение

До начала ноября 2014 мы развивали Supl.biz скорее как хобби, но с ноября решили заняться им full-time, перевели и пригласили нескольких членов команды с других проектов полностью на Supl.biz. Наша цель: за 4 месяца вывести проект на окупаемость. Деньги есть только на 4 месяца. Если по истечению этого времени проект не окупится, то его снова придется перевести в разряд хобби.

С такими ограниченными ресурсами методология Lean Startup – единственной путь, на котором есть вероятность выживания. Мы запланировали за 4 месяца проверить порядка 25 гипотез, которые условно можно разделить на две части: одни ведут к увеличению аудитории нашей площадки, другие позволят монетизировать эту аудиторию за счет рекламы и тарифных планов.

В течении нашего интенсива мы будем делиться с читателями SPARK нашим опытом, – возможно ли выйти на окупаемость российскому ИТ-проекту за 4 месяца без привлечения сторонних инвестиций и с минимальным бюджетом.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем