Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
arrow-right Created with Sketch. Виктор Свиридов 795 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Управленческий бухгалтерский учет: как получить реальную картину бизнеса

По заказу клиента подбирал SaaS сервис по управленческому учету (Финолог, Планфакт, Seeneco и пр.). В процессе общения с сейлзами этих сервисов возникла мысль высказаться про бухгалтерский учет, как основу управленческого, т.е. про управленческий бухучет.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Практически у всех сейлзов с которыми я общался был одинаковый скрипт отбивки возражения "Чем ваш сервис лучше облачной/удаленной 1С?", скрипт звучал так: "1С бухгалтерия работает на государство, а наш сервис работает на собственника, показывает ему все, что реально происходит в его бизнесе". Так ли это на самом деле я попытаюсь разобраться далее.

SaaS сервисы управленческого учета

SaaS сервисы управленческого учета представляют собой красиво оформленный 51 счет плана счетов бухгалтерии. Сервисы подключены к одним и тем же банкам (вы их все знаете Тинькофф, Точка и др.), собирают информацию об остатках и движениях по их счетам, консолидируют ее и представляют в виде отчета. По сути, такие сервисы подходят компаниям у которых нет оборотного капитала, капвложений, материальных затрат в себестоимости, а все доходы и расходы денежные и происходят в периоде подготовки отчета. Об этих сервисах я как-нибудь напишу отдельный пост, но сегодня не об этом.

Можно ли называть такие сервисы сервисами управленческого учета?

Простое определение управленческого учета

С моей т.зр. управленческий учет - это такой учет, который помогает принимать управленческие решения. Например, хочет предприниматель расширить бизнес, увеличить дебиторку, снизить цену, дать больше рекламы и т.д. Если данные прошлых периодов, собранные (хотя и необязательно) в отчеты помогают ему принять решение, то процесс сбора этих данных и формирования на их основании отчетов можно смело называть управленческим учетом.

Поэтому с этой т.зр. все упомянутые сервисы действительно являются сервисами управленческого учета.

А что тогда бухгалтерский учет? Разве он не может быть не управленческим?

Сегодня мы забыли, что бухгалтерский учет в его чистом виде (например, так как его видел Лука Пачоли) для того и создавался, чтобы помогать предпринимателю видеть картину бизнеса целиком и способствовать принятию им управленческих решений. Но в отличие от решений SaaS сервисов, бухгалтерский учет имеет сотню счетов для отражения фактов хозяйственной деятельности, а не только расчетные счета банков.

Но почему же мы не используем бухучет для принятия решений, а сейлзы SaaS сервисов ругают его и утверждают что он для государства?

Основной фактор это его сложность. Действительно, сотня счетов связанных между собой особыми правилами, принцип двойной записи - разобраться в этом нужно время и не каждому под силу. Потому спрос со стороны управленцев на данные бухучета невысок - чтобы уметь принимать решения, надо уметь пользоваться инструментами, которые бухучет предлагает.

Что касается аргументации, что бухучет для государства, то отчасти это так. Кто сколько должен заплатить в бюджет, государство привязало к прибыли, для целей расчета которой идеально подходит бухгалтерский учет. Сейчас правда для этих целей служит уже налоговый учет, прибыль в котором может отличаться от прибыли в бухгалтерском.

Но в любом случае бухгалтерский учет идеально подходит для принятия управленческих решений и может считаться управленческим. Если бы не одно существенное но - в большинстве случаев он не соответсвует реальности, разберемся почему.

Проблемы бухучета

Допустим предприниматель все-таки потратил время и научился таки принимать решения на основе бухучета или нанял консультанта, который помогает ему в этом. Но только приступив к анализу отчетности, он тут же столкнется с тем, что анализируемая бухгалтерская отчетность не соответсвует реальности и принимать управленческие решения на основании ее невозможно.

Я выделяю 4 основных фактора, искажающих бухгалтерскую отчетность:

  1. Наличный оборот. Нередко покупатели рассчитываются наличкой, которая не проходит по официальному бухучету.
  2. Обналичка. Как правило используется для ухода от НДФЛ и отчислений с ЗП во внебюджет, а также вывода прибыли.
  3. Оптимизация НДС и НП. Фиктивные закупки у технических компаний.
  4. Несколько юрлиц с внутренними накрученными оборотами, например для подготовки компании для участия в тендерах / получения кредитов.

Именно этим обстоятельством и пользуются сейлзы SaaS сервисов по управленческому учету в своей аргументации, чтобы убедить покупателей в замене бухгалтерского учета на управленческий. Т.е. если бухгалтерская отчетность не отражает реальности, то вместо того чтобы поработать над тем, чтобы эта реальность появилась, просто соберите данные по 51-му (расчетному) счету и наслаждайтесь принятием управленческих решений.

На мой взгляд, это сильное упрощение. Полноценный бухгалтерский учет имеет существенно больший функционал для принятий управленческих решений.

Как получить реальную бухгалтерскую отчетность?

Для того, чтобы сделать бухгалтерских учет great again, надо просто поработать со всеми 4-мя факторами, искажающими его. Технически это означает коррекцию счетов бухгалтерского учета - убрать взаимные обороты юрлиц, пересчитать дебиторку / кредиторку, хотя бы в крупную клетку проинвентаризировать запасы. Иногда такая работа называется нормализацией отчетности. Это ручной, кропотливый труд, но он стоит того.

В результате этой работы собираются реальные: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, а также отдельные ОСВ. Интересно, что мои клиенты нередко называют такие формы IS (или ПНЛ), BS и CFR, искренне полагая что это и есть управленка.

Именно такой скорректированный и консолидированный учет я называю управленческим бухгалтерским.

Проанализировав скорректированную отчетность, можно получить ответы на казалось бы вечные вопросы:

  • Сколько денег можно выводить из бизнеса в виде дивидендов без опасения, что завтра нечем будет платить зарплату или аренду?
  • Можно ли увеличивать операционные расходы бизнеса - купить новый софт, брать на работу новых сотрудников, покупать рекламу у Яндекса, закупать большие объемы сырья и материалов по низкой цене?
  • Можно ли увеличивать расходы капитального характера - закупить новое оборудование взамен устаревшего, сделать ремонт, переехать в собственное помещение взамен арендованного?
  • Не работает ли бизнес на обслуживание кредитов, сотрудников и государство - заказы есть, работы много, а денег постоянно не хватает?
+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем