СМС-рассылки и push-уведомления
Удорожание стоимости СМС-рассылок заставило потребителей СМС-рассылок обратить свои взоры на альтернативные каналы коммуникаций со своей аудиторией. Кто-то переводит часть коммуникаций в электронную почту, кто-то – в звонки, а кто-то задумывается о такой относительно новой и потенциально интересной штуке, как push-уведомления.
Краткое резюме:
- Цена. Это, пожалуй, главная причина того, что рынок обратил внимание на ряд не всегда очевидных и не особо универсальных решений типа рассылок по мессенджерам, push. До осени 2013 года альтернативные решения не были востребованы ввиду крайне низкой цены СМС (3 коп). Что ж, по цене все понятно и логично. А вот дальше все менее очевидно.
- Удобство и универсальность. Для рассылки СМС-сообщений не нужно предварительно что-то устанавливать на телефон, подписываться на рассылки в Вашем браузере или настраивать что-то по API. Все необходимое для получения СМС-сообщения уже есть в любом телефоне. А вот для того, чтобы получать push, нужно осуществить дополнительные действия, которые, кстати, очевидны далеко не всем пользователям (и действительно, зачем устанавливать мобильное приложение, чтобы получать рекламу?). Соответственно, охват пользователей push меньше, чем охват пользователей СМС (телефон есть у всех (100%), а вот возможность принимать push - не у всех (<100%)).
- Покрытие. Push работают только там, где есть интернет, а СМС – только там, где есть прием сотовой связи. Эти понятия похожи, но не тождественны. Соответственно, если принять прием сигнала сотовой сети за 100%, то наличие интернета будет менее 100%. Ровно об этом говорят исследования количества пользователей интернета (в том числе мобильного) в России – на конец 2015 года их было около 80 миллионов, в то время как пользователей мобильной связи – как минимум в 2 раза больше.
- Аудитория. Доля смартфонов в России существенно меньше 100%. Этот показатель будет расти, но еще многие годы не приблизится к 100%. Соответственно, если у Вас (ваших родителей, бабушек или дедушек) не смартфон, то на свой телефонный аппарат push-уведомление Вы получить не сможете.
- Технические стандарты. СМС входит в стандарты сотовой связи и является очень строгой штукой в техническом смысле слова. Ни один поставщик СМС (операторы связи) не может по своему усмотрению взять и поменять стандарт связи. Именно благодаря этому отправки СМС-сообщения – это достаточно надежная штука, которая оставляет вполне заметные следы в виде статусов доставки. Другими словами, мы можем достоверно утверждать, было ли СМС доставлено, а если не было, то по какой причине. Справки и выписки операторов связи принимаются даже судами, и у судов нет никаких причин не доверять им. С push все совсем не так: чаще всего разработчиками решений являются не очень большие компании, использующее оборудование и программное обеспечение, не позволяющее давай какие-то гарантии относительно доставки и т.п.
- Скорость. 99% СМС-сообщений доставляются получателю в течение 10 сек. С момента отправки. Наверное, push-уведомления доставляются быстрее, но мы не видим в этом совершенно никаких преимуществ, учитывая факт, что снижение времени доставки с 10 сек не является критичной задачей для большинства (если не всех) потребителей рассылок.
- Спам и беспокойство пользователей. СМС-спам практически прекратил свое существование в последние 2 года (когда цены на СМС выросли в 20-40 раз, спам стал просто не рентабелен). А вот push точно будут входить в обиход все сильнее и так же сильно будут беспокоить абонентов, как когда-то беспокоили СМС (и даже больше, учитывая количество отправляемых push на одного абонента, которое сильно превосходит аналогичные значения в СМС-рассылках). Я, например, убрал все уведомления приложений, которые установлены на моем телефоне, а push всегда запрещаю, когда нахожусь на сайте, который их использует. Наконец, недобросовестная реклама по СМС регулируется ФАС, нарушители штрафуются на серьезные суммы направо и налево (стоит хорошо подумать прежде, чем отправлять СМС-спам).
- Безопасность транзакций. Я бы лично одноразовые пароли высылал для входа в личный кабинет по СМС, чем через push :) Большинство банков (и многих других компаний) ровно так и делают.
Вывод
Главный вывод такой: несмотря на всю привлекательность инструмента push-уведомлений, никуда СМС-рассылки не денутся, и никакие push-уведомления, емайлы, мессенджеры и т.п. их не убьют и в полной мере не заменят. Цифры и прогнозы говорят то же самое: потребление СМС-рассылок в России растет, даже несмотря на сильный рост цен. На рынке уведомлений найдется место всем решениям, каждый канал будет использоваться там, где он нужнее и актуальнее. Наконец, не стоит забывать о развитии гибридных платформ, которые в своем арсенале имеют несколько каналов, включая как СМС, так и push.