Типичные ошибки российских предпринимателей при инкорпорации стартапа в США
Снимать деньги на операционные расходы и не собирать чеки
Был один стартап, начинавшийся в России, а затем открывший С-corp в Америке. Они пришли с проблемой: мы потратили $30 000 на нужды компании, но подтвердить расходы не можем.
То есть ребята просто снимали деньги с карты, оплачивали, скажем, кофе с инвестором, но не думали о том, чтобы сохранить или сфотографировать чек.
Даже если вы сами вложили средства в компанию, в стартапе нет такого понятия — мои деньги или твои. Их не потратишь без отчета.
Потому что даже если налоговая служба США к вам сразу и не придет, а коли придет и сумма небольшая, то просто пожурит (им интереснее дела на миллионы), ваша бухгалтерская отчетность нужна не одним налоговикам — инвесторам на следующем раунде тоже.
Еще одна подсказка, чисто экономическая. Если вам все же регулярно приходится снимать деньги с карты на расходы компании, открывайте счет в банке с разветвленной сетью банкоматов. В крайнем случае, если вам нравятся условия в одном банке, а АТМ по всей стране есть у другого, можно завести два счета — и держать их для разных целей.
Нанять звездного юриста и бухгалтера
Если вы еще не многомиллионная компания, громкое имя вашего юриста не даст вам сто очков вперед. На этом этапе разумнее вкладываться в свою репутацию, ведь услуги юриста в первый год и так обойдутся вам в $1500 и выше.
О чем стоит подумать — так это о найме бухгалтера сразу. На первом этапе он может долларов за 500 настроить вам нормальную онлайн-бухгалтерию, которая будет все учитывать и в которую можно будет не лезть следующие полгода.
Как искать таких специалистов? По рекомендации. Например, спросить Сергея Грибова из Startup Access Boston. Потому что вам не нужны люди из корпоративного сектора.
Вам нужны те, кто работал со стартапами и будет говорить с вами на одном языке (не только профессиональном, но, желательно, и русском). Плюс знать, что делать, если вы потратили $30 000, а подтверждения расходов нет ;)
Делать все самому, не зная брода
Знаете, в чем разница между американскими и российскими фаундерами? Первые зациклены на идее растить — долю рынка, воронку. Ребята из России часто зацикливаются на том, как бы все минимизировать.
Скажем, когда им предлагаешь штат для регистрации компании, они выбирают тот, где налог будет поменьше — даже при том, что вероятные партнеры и инвесторы находятся в другом регионе страны.
Нет ничего плохого, если вы решите сэкономить и взять всю процедуру регистрации на себя. Это возможно. Даже удаленно. Есть сервисы — хотя бы LegalZoom или его аналоги, — которые позволят вам сделать все за $100-400 (причем за сто — это будет необходимый минимум, а за четыреста вам все в красивой папочке пришлют).
Но идти таким путем стоит, если вы уверены в своих знаниях — и имеете очень четкое понимание, что будет происходить с вашим юрлицом в США в ближайшие годы.
Ждать, что бухгалтер ответит сразу
Период между февралем и маем месяцем у таких специалистов самый напряженный. Если человек не ответил на ваше сообщение один день, это не так страшно, просто не постесняйтесь напомнить о себе еще одним письмом.
Инсайдами c #tceh делилась Наталья Гончарова — CEO FinanceAlpha. Последние пять лет она помогает стартапам настраивать lean-бухгалтерию в США.
Здесь можно послушать и скачать полную аудиоверсию выступления