Главное Авторские колонки Вакансии Образование
1 408 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Самообразование не для всех

Ричард Брэнсон, Стив Джобс, Марк Цукерберг и Билл Гейтс – эти известные люди имеют кое-что общее, они вылетели из колледжа. Но вряд ли мы можем назвать их недалёкими людьми. В жизни каждого из них важную роль сыграли страстная преданность делу и непрерывное самообразование.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Что такое самообразование?

Самообразование – это неформальное индивидуальное обучение, которое вносит вклад в расширение знаний и умений. Самообразование отличается от классического тем, что в процессе не задействовано образовательное учреждение, его результат не подтверждается получением диплома или иного документа. Ученик самостоятельно выбирает предмет обучения, исходя из своих интересов и потребностей, он сам ищет и отбирает источники информации, метод обучения, составляет график занятий.

Самообразование включает в себя как традиционные методы: чтение книг, экскурсии в музеях, посещение открытых лекций, так и новые: онлайн-курсы, консультации на интернет-форумах, прослушивание подкастов, использование обучающих приложений, просмотр видеороликов.

Самообразование выигрывает у классического обучения: самостоятельно приобретённые знания становятся естественной частью жизни, они получаются без принуждения, мотивация к их освоению – внутренняя потребность.

Предметом самообразования могут стать как специальные области знания, как программирование, так и прикладные навыки.

Почему самообразование не всегда по плечу

Мы живём в прекрасное время, когда знания можно получить не выходя из дома. Интернет – кладезь информации, с помощью которого можно научиться практически чему угодно. Образование снова в моде: в крупных городах каждую неделю проходят десятки открытых лекций, экскурсий. Но несмотря на доступность образовательных возможностей только 20% россиян участвовали в самообразовании в 2015 году, по данным сборника Высшей Школы Экономики “Индикаторы образования – 2017 год”.

Почему доступные источники информации, развитая инфраструктура для самообразования в виде онлайн курсов, очных образовательных мероприятий и мода на образование не сподвигают сограждан продолжать обучение вне рамок образовательных учреждений?

Основные барьеры на пути к самообразованию:

  • Отсутствие доступа к непрерывному образованию. Тенденция к самообразованию возрастает при увеличении компьютеризации и интернетизации населения. Неполный доступ к интернету всех слоёв населения и отсутствие нужных навыков его использования тормозят возможность изучать материалы самостоятельно.
  • Ментальные. Отсутствие в семье культуры образования, негативный опыт обучения в детстве, низкая мотивация, лень.
  • Информационные. Искажение или нехватка сведений об источниках информации для обучения и местах проведения образовательных мероприятий.
  • Незнание иностранных языков. Россияне, которые уверенно владеют хотя бы одним иностранным языком, чаще совершенствуют свои знания, по сравнению с теми, кто не знают языки (69% против 49% – по данным исследования Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ).
  • Возраст. Вышеупомянутое исследование Высшей школы экономики показало, что меньше всего учатся люди старше 55 лет. Объясняется это тем, что их активность на рынке труда заметно снижается. Такой подход сильно отличается от существующего в европейских странах, где люди старшего возраста активно участвует в общественной деятельности, что формирует потребность в самообразовании. На западе более развита идея непрерывного образования. “То, что уже взрослым я открыл образовательные интернет-сообщества [...] позволило мне окунуться в атмосферу любознательности. Это придало мне смелости продолжать учиться, будучи взрослым; я больше не чувствую, что учёба — только для молодёжи”, – делится своим опытом непрерывного образования Джон Грин, автор книг для подростков, видеоблогер и создатель образовательных онлайн-видео.
  • Успешны в самообразовании люди с привычкой учиться. Хорошо, что она не берётся из ниоткуда и каждый может воспитать её.

Как учиться самостоятельно

В самостоятельном обучении важную роль играет внутренняя мотивация. Если человек испытывает интерес к предмету, ему не хватает знаний для повышения на работе – он в большей степени будет готов к тому, чтобы учиться самостоятельно.

5 шагов к самообразованию:

  1. Определиться с предметом

Первый и самый важный этап. Необходимо чётко определить, что вы хотите изучить. Какую-то новую область знания, которая потребует освоить несколько навыков? Конкретный навык в рамках нынешней деятельности? Получить знания, необходимые для личностного развития? Каждый конкретный случай требует своего подхода. Хотите сменить сферу деятельности на кардинально другую, необходимо разбить совокупность разных знаний на отдельные. В случае, если нужно освоить конкретный навык, дела обстоят проще, потому как предмет изучения конкретнее.

  1. Поставить цель

Вы определились с предметом, теперь нужно поставить цель, а лучше несколько маленьких целей, которые в конечном счёте приведут к одной глобальной. Для определения целей задайтесь несколькими вопросами. Как вы будете применять полученные знания? Какие задачи нужно решить, чтобы достичь желаемого? Какой уровень в обучении или профессии вы стремитесь достичь?

  1. Найти источники

Учиться можно посредством классических источников – книг, профессиональных журналов, посещать библиотеки, лекции. Но в XXI время этот способ практически не возможно не комбинировать с использованием онлайн-источников. Даже в интернете обучение можно поделить на классическое – чтение книг, статей и непосредственно онлайн-обучение, то есть прохождение онлайн-курсов, просмотр вебинаров, видеокастов и скринкастов, прослушивание подкастов, возможность задать вопрос на сервисах типа The Question и Quora, общение в профессиональных чатах.

  1. Составить план

Составьте расписание на день, например, с помощью календаря Google или другого привычного инструмента для планирования. Определитесь с тем, сколько свободного времени в будние и выходные дни вы можете посвятить обучению. Занимайтесь каждый день, даже если категорически не хватает времени. Найдите хотя бы 30 минут, это поможет не растерять учебный запал.

  1. Контролировать себя

Как только мы начинаем заботиться о будущем себе, заниматься самоконтролем становится проще. Широко известен психологический эксперимент, который иллюстрирует эффективность самоконтроля. В конце 1960-х годов группа исследователей из Стэнфорда изучала поведение детей. Ребят оставляли перед миской с зефиром, дети могли взять две зефирки при условии, что не притронутся к угощению в течении 15 минут, или одну досрочно. Только треть детей не притронулась к зефиру в течение отведённого времени. Спустя 15 лет учёные выяснили, что дети, проявившие выдержку, стали более успешными людьми, нежели их нетерпеливые сверстники.

Человек, ступивший на путь самообразования, должен воспитывать в себе такие качества как самостоятельность, целеустремленность, нацеленность на результат. Не каждый способен подобрать правильные источники и организовать учебных процесс, такой способ обучения отнимает много времени. Если самостоятельное обучение вам пока не по силам, можно начать с образовательных курсов, где учебный процесс разложен по полочкам, а материал объясняют опытные преподаватели. Любой учебный процесс включает в себя элементы самообразования. Начните учиться — это станет первым шагом на пути к непрерывному самостоятельному обучению.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем