Главное Авторские колонки Вакансии Образование
6 021 15 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

5 вещей, о которых не думают начинающие ИТ-предприниматели в России

Когда в 2008 году я регистрировал ИП, то понятие не имел чем счет отличается от счета-фактуры, какие бывают системы налогообложения и какую отчетность я должен сдавать. Для любого начинающего ИТ-предпринимателя, который не имеет опыта в бизнесе — все это темный лес. И в один прекрасный момент срабатывает русская пословица Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. И в этом посте собрал важные вещи, на которые начинающие предприниматели обычно не обращают внимание, но которые потенциально, могут сильно испортить вам жизнь или вообще убить ваш бизнес.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

1. Начнем с бухгалтерского и налогового учета, сдачи отчетности.

В свое время пришлось немного погрузиться в тему бухучета, узнать, про план счетов, дебет и кредит, сторнирование и прочие премудрости, когда еще в институте работал с 1С. С тех пор ничего кроме тошноты бух.учет у меня не вызывает. Так в нашем новом проекте Teamdesk.ru (простая тикет-система для поддержки клиентов) мы с самого начала поняли, что лучше даже не пытаться ввязываться в эту историю самим, а нужно найти профессионала.

Своего бухгалтера на фултайм нанимать тогда не было смысла, поэтому мы нашли компанию, которая занимается ведением бух.учета. Получилось не с первого раза — первая компания из одного человека косячила и не вызывала доверия. А с бухгалтерией и налогами шутить не стоит по двум причинам:

  • Рано или поздно у налоговой к вам появятся вопросы, а вы как ИП или ген. директор несете как административную так и уголовную ответственность.
  • Если вы будете привлекать инвесторов или партнеров, продавать долю или компанию, то вся отчетность и бухгалтерия должна быть в порядке, иначе это может быть серьезной проблемой при сделке.

Тьфу-тьфу-тьфу, но мы прошли уже несколько камеральных проверок налоговой и 3 раунда инвестиций от разных инвесторов с их Due Diligence. Так что настоятельно не рекомендую экономить на качественном бухгалтерском и налоговом сопровождении. На первых порах может сгодиться Эльба или Моедело, но если у вас есть некоторые не очень стандартные операции или инвестиции — придется обращаться к бухгалтеру.

Вспомнил тут еще интересный случай, который был в нашей практике. Как-то раз вызвали меня в налоговую на ковер, мол, так и так, вы нам уже 3й год показываете убытки, мол не дело! Рисуйте 0 и не портите нам статистику — заявила налоговый инспектор. Как мог на пальцах объяснил женщине налоговому инспектору с 30 летним стажем из провинции, что такое венчурные инвестиции и почему мы еще некоторое время поработаем в минус. С учетом и отчетностью у нас все ОК, поэтому вежливо отказался от их предложения без каких либо последствий=) Другой мой хороший знакомый сам у себя заказывал аудиторскую проверку, чтобы 3я сторона выявила все недочеты.

2. Кадровый учет и трудовые договора.

Вообще говоря, об права работодателей в России можно вытереть ноги. Сотрудники у нас защищены гораздо сильнее, чем может показаться на первый взгляд, просто нужно знать законы. Способ регулирования взаимоотношений работника и работодателя перекочевал к нам из Советского прошлого, где такой подход, возможно, и имел смысл. Для кого-то, возможно, открою Америку, но сразу после регистрации ООО, вы должны изготовить и подписать целый ряд положений (об охране труда, коммандировках командировках и т.п.), сделать должностные инструкции, штатное расписание, выпустить правила трудового распорядка, назначить отведенного по охране труда и еще хренову тучу вещей. У всех все есть?

Если найти бухгалтера на аутсорс или юриста — еще понятная задача для ИТ-предпринимателя, то о том, что нужно вести кадровый учет, и что он из себя представляет знают не многие. Простой бухгалтер может подготовить минимальный набор каких-то документов, но это до первой проверки Трудовой инспекции или прокуратуры. А последствия серьезные: можно нарваться на штрафы до 500 000 руб и приостановку деятельности компании до 3 месяцев.

Не так давно обсуждал эту тему со знакомым предпринимателем, у которого небольшая IT компания. Все сотрудники там свои: друзья, знакомые, одногруппники и т.п. Знакомый говорит, что это нафиг не нужно, так как со своими проблем не будет. Пусть так, но что если в какой-то прекрасный момент придет сначала один, а потом и второй сотрудники со стороны? Вдруг какой-то конфликт? В таком случае придется восстанавливать весь кадровый учет с момента регистрации компании, пытаться подписать нужные документы у конфликтного сотрудника и т.п. В общем, влетите на серьезные деньги.

Еще одна страшилка из жизни. Вот взяли вы, например, интернет-маркетолога. Трудовой договор у вас стандартный из интернета, должностной инструкции нет. Сотрудник поработал месяц, другой, результатов не показал и вы понимаете, что с ним нужно расставаться, но тут вас ждет сюрприз: уволить просто так вы его не можете! Он может вас хоть на хрен посылать, но если вы правильно не будете все оформлять — восстановится по решению суда на раз два.

Ведение кадрового учета для небольшого стартапа сейчас мне кажется бредом. Я должен: в письменном виде давать задания сотрудникам, требовать объяснительные за невыполнение задач или планов в сроки, оформлять дисциплинарные взыскания и т.п.

Друзья, с полной ответственностью отнеситесь к этому пункту, сделайте качественные проработанные трудовые договора и должностные инструкции, делайте и подписывайте приказы, знакомьте с положениями и т.п. Иначе потом может аукнуться.

3. Передача прав от подрядчиков, задания на разработку + домены.

Вася, нужно отрисовать пару макетов к следующему понедельнику, оплата по Webmoney. Договорились? — знакомая ситуация? Вася нарисовал, Петя закодил, Маша написала — все без договоров, без заданий, без передачи прав. А потом в какой-то прекрасный момент, когда вы выросли, успешны и, наконец, начали зарабатывать, выясняется, что ваше ПО вам не принадлежит!

Тот самый Петя/Вася и еще бог знает кто, может оказаться автором вашего ПО и не передать вам права. Это потенциальная возможность для шантажа и отъема вашего бизнеса. Слава Богу пока похожего рода проблем у нас не было. Но мы вводим задания на разработку для своих программистов и с ключевыми подрядчиками заключаем договора, где четко прописана передача прав на результаты интеллектуальной деятельности.

И не забудьте про домены — они должны быть оформлены на ООО или на вас как ИП. Также озаботьтесь доступами к репозиторию, серверам и прочим техническим деталям. Знаю случаи, когда ссора основателей оставляла одного из них без кода, базы и домена.

4. Устав, соглашения участников общества и другие учредительные документы.

Если у вас есть готовое ООО, скажите честно, вы читали ваш устав? Следуете всем корпоративным процедурам? =) Если вы один в обществе, то еще ладно. Если же у вас есть партнеры или инвесторы — вам, как ген. директору общества нужно знать ваш устав и четко понимать все, что там написано. Напомню, для генерального директора общества предусмотрена административная и уголовная ответственность!

Если не дай бог произойдет акционерный конфликт, вы поссоритесь или у вас просто разойдутся взгляды на бизнес с вашим партнером или инвестором, то многие вещи в Уставе могут сыграть против вас. Все же помнят историю про Павла Дурова? И тут слава Богу личным опытом похвастаться не могу и будет круто, если это меня не коснется. Но как говорится, готовь сани с лета, поэтому к подготовке и подписанию любых документов я подхожу с особой тщательностью и работаю минимум с двумя юристами.

5. Юридическое сопровождение деятельности (договора с клиентами, поставщиками и т.п.)

Тут все просто — ваши договора с клиентами/подрядчиками/контрагентами должны быть тщательно проработаны и выверены. В нашей практике был случай, когда клиент с оборотом в сотни миллионов рублей пытался не платить нам по лицензионному договору несколько тысяч рублей, мотивируя тем, что есть некоторые пункты, за которые можно зацепиться и не платить.

Хорошие качественные шаблоны договоров нужно либо заказывать у юристов, либо просить у коллег по цеху. Так же можно попробовать их под видом клиента/подрядчика запросить у более опытных компаний, где они скорее всего хорошо проработаны.

Когда писал про этот пункт, на ум приходит случай с Икеей, когда русский бизнесмен развел Шведскую компанию на 25 млр. (!!!) рублей. Подробнее об этой истории тут http://www.forbes.ru/print/node/251350. Вот так один пункт в договоре или непрозрачные формулировки могут поставить бизнес на колени.

Кто виноват и что делать?

Если бы я сейчас регистрировал компанию, то вот как бы я поступил:

  • Постарался бы в начале не регистрировать ООО, а обошелся бы простым ИП — это позволит сильно снизить хлопоты с сопровождением.
  • Не нанимал бы на работу по трудовым договорам сотрудников, а работал по договору подряда или с другими ИП.
  • Для ведения бухгалтерии и сдачи отчетности на первых порах использовал бы Эльбу или Моедело. Их также можно использовать при регистрации ООО, они помогают сформировать комплект документов (по отзывам вполне не плохо).
  • После привлечения инвестиций или выхода проекта на достаточный уровень дохода, когда можно было бы потратить немного денег на услуги бухгалтеров/юристов и т.п. — привел бы всю отчетность, договора и т.п. в полный порядок и его поддерживал дальше.
  • Когда бизнес стабильно генерит доходы, есть ООО и сотрудники — нанял бы на аутсорсе бухгалтера, юриста и специалиста по кадрам.

Конечно, не все так страшно, тысячи компаний живут с Бог знает каким учетом и документами — и ничего! Все так, но лучше быть готовым ко всему =)

Друзья, мы ведем блог "От 0 до 1 000 000 рублей в месяц" на сайте проекта. Подписывайтесь на этот блог и задавайте вопросы в комментариях. В следующих статьях я расскажу:

  • Как мы проводили Customer Development и что нового узнали от клиентов.
  • Как получить первую 1000 регистраций бесплатно.
  • Как мы привлекаем клиентов и историю заработка первых 1000 руб.
+13
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем