Почему мы отказались от 3 предложений об инвестициях
Когда мы только запускали Copiny 5 лет назад, индустрия IT стартапов и венчурного финансирования только зарождалась в России. Тогда Президент не встречался с проектами, государство не выделяло миллиарды на инновации, не было ни ФРИИ, ни API Moscow, ни более сотни венчурных фондов разных стадий, инвестирующих в ИТ. Все только начиналось. Мы тогда понимали, что инвестиции вроде как нужны, но как и для чего их получить мы не знали.
Так или иначе, нам удалось привлечь в 3 раундах от разных инвесторов более $1 000 000 и это дало бесценный опыт, который говорит – что сейчас привлекать инвестиции в нашу тикет-систему Teamdesk еще рано! Далее пойдем по пунктам:
1. Разница в оценке стартапа, когда у него есть хотя бы 1 клиент и 1000 рублей от клиентов и нет – в разы больше
Если кто-то заплатил за то, что вы делаете — это хоть какой-то показатель адекватности проекта. Так и мы хотим проделать этот путь, чтобы доказать самим себе востребованность продукта, лучше понять, кто и сколько готов платить. Понять первые каналы и стоимость привлечения клиентов. Наконец, подтвердить нашу Бизнес и Финансовую модель.
Представьте 2 диалога. Первый: «Наш Help Desk имеет 50 активных пользователей, 5 из которых являются платными клиентами с ARPU 3000 руб. Есть как минимум 2 работающих канала привлечения клиентов, где CAC 3500 руб.» И второй: «У нас есть прототип и 50 пользователей, продаж еще нет, кто сколько и за что заплатит пока не знаем». Какой вариант у вас вызывает больше доверия?
2. Инвестиции развращают
Избыток денег всегда хуже для стартапа, чем их недостаток — факт. У текущей команды Тимдеска нет опыта привлечения инвестиций, нет опыта работы с избыточными ресурсами. Когда у тебя за плечами пара миллионов, ты можешь не ломать голову, как сделать что-то не за 100 000 руб., а за 10 000 руб. или вообще бесплатно. Ты можешь не фокусироваться на самом главном, а пытаться сделать все и сразу — деньги то есть!
Когда компания (команда, продукт, процессы) растут гармонично вместе с выручкой, то получается сформировать скелет или фундамент для дальнейшего быстрого роста компании. Этот путь идеален для Тимдеска и его команд. Такой компании не страшны ни кризисы, ни конкуренты.
Но здесь я говорю только про конкретный, наш случай. Есть миллион примеров, когда опытные основатели привлекали сразу много $ и очень эффективно пускали их в дело. Они знали на что, сколько и когда нужно денег. Они знали на чем фокусироваться прямо сейчас и ресурс в виде счета с многими нулями на конце работал как топливо для ракеты.
3. Инвестиции – это время, которого у нас нет.
Неимоверное количество энергии и времени тратится на привлечение каждого раунда. Сотни писем, десятки встреч, подготовка презентаций, проведение Due Diligence и т.д.
Если обратиться к принципу Паррету и вот такому подходу, то фокусироваться прямо сейчас нужно на доработке продукта до первой платной версии и получении живых денег от клиентов. Что мы, собственно, и делаем!Предположим, если бы мы сейчас начали активно привлекать раунд, то в лучшем случае через 3 месяца (объективно полгода) мы увидели бы деньги на расчетном счету. Еще 1-2 месяца ушло бы на найм и включение в работу программистов, еще месяц – новый функционал. Итого в лучшем случае только через 4-6 месяцев наши клиенты увидели бы отдачу от этого раунда. В то время как платный тариф при полной фокусировке на доработке продукта мы планируем запустить уже через 1 месяц и увидеть первые деньги от клиентов.
Такой подход позволит через те же 4-6 месяцев получить выручку в районе нескольких сотен тысяч рублей и иметь достаточные ресурсы на разработку без инвестиций в принципе.
4. Инвестиции это не только возможности, но и множество ограничений
В текущем формате Тимдеск вполне может существовать как ИП или как ООО на упрощенке. Все решения могут быть приняты за 5 минут и не потребуют бюрократического документального сопровождения (протоколы, согласования и т.п). Для управленческой отчетности вполне сойдет табличка в Excel, а план на ближайший месяц будет зафиксирован в Google Docs.
А теперь представьте ситуацию, когда среди ваших акционеров фонд . Это сразу как минимум ООО, как максимум офшор где-то на Кипре, BVI или Делавэре. Подписание простейшего протокола потребует согласование у юристов фонда, подписывать его будут неспешные номинальные директора на Кипре и т.п. Это хорошо, если у вас есть юрист/помощник, на которого можно сгрузить всю эту бумажную волокиту. А если нет?
В целом, каждый новый участник в проекте (учредитель) экспоненциально увеличивает время и количество коммуникаций для любого действия. А если вам «посчастливилось» взять деньги у гос. Фонда – заложите еще х2.
5. У нас разные цели с инвесторами
Инвест проект в большинстве случаев подразумевает, что он либо умрет, либо будет продан, либо выйдет на биржу. Мало какие венчурные фонды интересует стабильный прибыльный бизнес, который генерирует чистую прибыль и дивиденды. Просто фонды по другому работают.
Мы строим из Тимдеска компанию, которая создаст и будет развивать лучшую в России и СНГ тикет-систему для малого и среднего бизнеса. Которая будет прибыльной и станет №1 на рынке России и СНГ. Если здесь что-то «инновационное»? Навряд ли. Сможет ли как то быстро и просто выйти фонд их такого проекта? Не уверен.Если инвестор еще на этапе переговоров не поймет, куда он сможет пристроить потом свою долю, то работать не будет. А вариант, мы через год-два начнем выплачивать дивиденды – обычно не интересен.
Вот те основные мотивы, которые пока останавливают нас от привлечения инвестиций. Это не означает, что их не будет совсем, это означает, что они нам не нужны в это время и в текущей ситуации.