История запуска Teamdesk: как я искал основателя проекта
У меня часто бывает непреодолимое желание что-то сделать. Порой оно такое сильное, что я не могу его контролировать. Часто люди жалуются, что не могут уволиться с работы и начать свое дело, не могут что-то поменять в своей жизни, не могут начать ходить в спортзал. У меня обычно все наоборот — я слишком много хочу сделать, а времени и сил на все не хватает.
И вот с Teamdesk (тикет-система для поддержки клиентов) все получилось именно так. Только если многие мои хотелки носят небольшой масштаб, то вот новый проект (а по сути, полноценный бизнес) — это уже целая проблема. Но идея сделать help desk №1 в России меня настойчиво не покидала. И я стал думать, много думать. Когда же курс доллара перевалил за 65, а ФЗ 152 о перс данных и серверах в РФ вовсю обсуждался на просторах Рунета, стало понятно, что откладывать нельзя. Сейчас или никогда. Но как?!
Если бы я работал на дядю и мог просто уволиться, то все было бы гораздо проще (во всяком случае, для меня). Я знаю, некоторые мои знакомые, которые работают по найму, ходят на работу, получают зарплату, делают необходимый минимум (чтобы не уволили), а сами развивают свой стартап. Но я был и остаюсь CEO Copiny с наполеоновскими планами в России, с не менее грандиозными планами в Штатах. На мне куча операционной работы и больших задач, в конце концов это моя компания и я не могу себе позволить работать даже на 99% от возможного.
Но в одном месте продолжает свербить, а голова продолжает думать: Как? Как? Как?! И тут я обратился за советом к Оскару Хартману, он написал мне короткое письмо, ключевой фразой которого стало: The team is first. И тут я понял, что для меня единственным способом реализовать этот проект, может быть только поиск полноценного основателя, человека, с предпринимательской натурой (пусть и без опыта), с таким же страстным желанием своего дела.
И я его нашел! В это время Саша уже работал программистом, он постоянно пробовал разные темы и искал возможности для своего дела. Моя идея ему пришлась по душе и мы начали работу. Для себя в компании я отвел роль инвестора и летописца. По сути я передавал накопленные мною за 5 лет в SaaS знания и опыт, спонсировал разработку и в нашем блоге от 0 до 1 000 000 руб/мес рассказывал, как идут дела у проекта.
На очередном собрании с инвесторами Copiny я объявил открыто, что запускаю новый проект в качестве инвестора и остаюсь СЕО (само собой) в существующем проекте и ничего, в общем-то, не меняется. Просто не сказать было не честно, а я так не могу. Шума, я вам скажу, было много. И тревога инвесторов понятна — что будет с их инвестиций, если фаундер свалит из компании или будет расфокусирован? Ничего хорошего! Однако, инвесторы у нас отличные (публикую в качестве благодарности: Vestor.IN, Softline VP, Impulse VC), поэтому, каких то разногласий или проблем не случилось.
Как и любая сказка, эта закончилась довольно быстро. В один прекрасный момент Саша сказал, что не хочет дальше заниматься проектом. Он потерял интерес и отчасти веру в него, к тому же с другим товарищем хочет попробовать уже другой проект. Это был удар ниже пояса, который мог поставить крест на всем проекте. Моя голова заработала с новой силой, а вопрос был уже другим: Кто?
Нужен новый СЕО, но на это раз нужен человек, которому не просто понравится идея, он должен быть ею увлечен, он должен так же верить в нее, как и я, он должен быть готов чем-то пожертвовать. Я спешно начал перебирать свои контакты, интересоваться у друзей и знакомых, и просто гуглить. И спустя неделю, возвращаюсь из офиса домой, я случайно вспомнил, как год или два назад мой бывший товарищ из института спрашивал меня про инвестиции, наш опыт в Copiny и т.п. Хм, интересно!
Добравшись домой, первым делом начал искать контакты и историю переписки с этим товарищем по имени Николай. Списавшись с Колей, узнаю, что случилось с его прошлым проектом и в чем была его суть – убил на него почти год, но взлетело. Узнаю, где он сейчас и как вообще дела — дела отлично, он технический директор в одной из компаний в Брянске. И сразу в лоб предлагаю быть СЕО в Teamdesk…
Все происходило очень быстро: встречаемся, обсуждаем, планируем и считаем. Коля за пару недель прочитывает тонны контента по теме SaaS, интернет-маркетинг и продажи, стартапы. Глаза горят — отлично! Когда доходит дело до текущей работы, он с готовностью сообщает, что уволится и фуллтайм возьмется за проект. Когда он спросил, нужно ли продавать недвижимость для вложения в проект — я понял, что он тот, кто мне нужен! Вы много знаете людей, который вот так в чужой проект готовы вложить свою квартиру и уволиться с работы? Я нет! Как оказалось, он еще и свадьбу отложил на следующий год.
Да, у Коли нет сколько либо значительного предпринимательского опыта, нет знаний и навыков продаж, нет налаженных контактов и т.п. Но это далеко не главное сейчас для нового проекта. На данном этапе гораздо важнее вера в проект, мотивация, желание сделать что-то действительно крутой и значимое. Получившееся партнерство — как раз тот случай, когда работает формула 1+1=11. Для меня очень важно, чтобы партнер чувствовал себя не наемным менеджером с опционом, а полноценным СЕО своей компании. Как мы этого достигли?
В этом нет большого секрета. Я отдал несколько десятков процентов, пока оставив контроль, на случай форс-мажора. При этом я готов в будущем делиться еще процентами при достижении запланированных показателей и привлекать инвестиции (если будет необходимо) только за счет своей доли (без размытия доли Николая).
Вот так, за пол года из простой идеи и непреодолимого желания сделать проект, без возможности сделать его самому вырос новый бизнес с большими планами. Вот так реализовалась мечта партнера о своем деле. Вот так уже несколько сотен Российских компаний имеют возможность организовать удобную службу поддержки за 5 минут. Это конечно еще далеко не Happy End, но мы на верном пути.
P.S. Друзья, если вам понравилась история, то, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее в социальных сетях. Спасибо!
P.P.S. Кто догадается, что за задние на картинке в начале поста?