редакции Выбор
Юзабилити сайта — удачные и не очень удачные примеры
Обилие выбора позволяет современному потребителю не разбираться долго в тонкостях работы с сайтом: если сложно здесь — он перейдет к конкурентам, у которых понятнее и проще.
Внимание: юзабилити сайта влияет на конверсию сайта, трафик, посещаемость и многое другое. WordPress шаблоны при разработке сайта, в этом плане могут помочь, но важно понимать насколько будущий сайт будет удобен в использовании. Правильно продуманная навигация подтолкнет пользователя выполнить целевое действие:
- Приобрести товар/ воспользоваться услугой.
- Подписаться на рассылку или оставить контактные данные.
- Провести на сайте должное количество времени.
- Рекомендовать сайт друзьям/знакомым.
Рассмотрим важные критерии построения сайта с точки зрения удобного юзабилити. Для наглядности приведем примеры удобных и не очень удобных сайтов.
Тонкости дизайна
Визуальная составляющая — важный фактор влияющий на конверсию сайта. Важно чтобы пользователя ничего не отвлекало от восприятия информации, поэтому категорически запрещено:
- перегружать визуальную часть множеством деталей, цветов и динамичных элементов;
- обилие контраста, разноплановая графика;
- оставлять большое количество ссылок, которые только сбивают с толку;
- плохо читабельный текст.
Хорошим примером, того «как нельзя делать», является представленный сайт:
Разумеется, дизайн сайта зависит от его специфики. Возложена важная задача: дать понять пользователю, куда он попал и в тоже время стимулировать к действию. Хорошим примером удачного дизайна является сайт сайт магазина Tessemae’s, который продает приправы:
- представлены фото продукции и варианты сервировки;
- использованы яркие цвета, которые ассоциируются с чем-то острым;
- посетителю сразу становится понятно, что за продукт ему предлагают приобрести;
- сайт не перегружен лишней визуальной информацией;
- оформление «аппетитное» и влечет совершить покупку.
Логотип
Логотип — важнейший элемент имиджа сайта. Более того, он помогает идентифицировать бренд перед посетителем. Хитрости расположения логотипа:
- логотип лучше размещать в верхнем левом углу, ведь большинство людей читает слева направо, и это будет первое, что они увидят;
- под логотипом уместно разместить пояснение: чем занимается сайт;
- важно выбрать шрифт для логотипа так, чтобы он соотносился с тематикой сайта.
Пример удачного размещения логотипа:
Посетитель сайта, обращая внимание на логотип, сразу понимает специфику ресурса.
Какие могут быть ошибки при оформлении логотипа? Самые банальные:
- слишком большой логотип;
- нарушение пропорций логотипа;
- отсутствие прозрачного фона: белый прямоугольник вокруг логотипа сильно портит впечатление, тусклое изображение логотипа;
- ужасная графика логотипа: слишком много цветов, плохое качество и т.п.
Также огромной ошибкой является отсутствие логотипа:
Навигация
Возвращаясь к вопросу удобства стоит отметить важность комфортного и понятного перехода пользователя с одной страницы на другую. Более того, продуманная навигация важна для поисковиков: какую роль играет каждая страница.
Основные характеристики продуманной навигации:
- продуманное визуальное оформление: элементы навигации( меню, кнопки призыва к действию, иконки) должны соответствовать общему дизайну ресурса, при быть заметными;
- ясность: необходимо, чтобы все составляющие интерфейса были понятны на любом пользовательском уровне;
- доступность на всех страницах сайта кнопок переходов.
К примеру, на сайте Zara в США навигацию легко понять и изучить: все новости и акции изображены в фоновом режиме, а более отвлекающий контент расположен ниже и не мешает посетителю разобраться с функционалом.
Хорошая навигация обязательно имеет:
- меню: понятное и удобное, имеющее все необходимые рубрики;
- кнопка вверх, «Домой» или «Главная»;
- раздел «О нас»;
- иконки ( вместо текстовых ссылок);
- ссылки на страницы, которые встроены в текст;
- фуллер: область в самом конце веб-страницы с размещенными на ней ссылками на разделы, указанием контактных данных, ссылками на правила пользования сайта;
- элементы навигации, которые представляют собой путь от главной страницы сайта до необходимого раздела и обратно — «хлебные крошки»;
- призыв к действию: нажать на кнопку, зарегистрироваться, читать далее и т.п.;
- в интернет-магазинах обязательными элементами навигации также являются корзина и кнопка совершения покупки;
Категорически запрещено перегружать страницы информацией, как это сделано на этом сайте, который функционирует с 2019 года( на минуточку):
Связь с пользователем
Пользователь сайта должен быть в курсе любых изменений:
- прошла ли успешно регистрация;
- принят ли его заказ;
- перезвонят ли ему и в течении какого времени;
- несуществующая страница и прочее.
Главная ошибка сайтов в этой плоскости отсутствие пояснений для пользователя. К примеру, та же несуществующая страница 404 может не иметь информации нужной информации куда вернуться пользователю:
Важно оставить для пользователя ссылки на страницы куда он может перейти из страницы 404. Иначе посетитель быстро покинет сайт.
Ненавязчивое предложение помощи
Расположение формы помощи — хороший способ поддержания связи с посетителем сайта. Однако, огромная ошибка навязчивые всплывающие окна, без возможности закрыть форму.
Лучше разместить форму в свернутом состоянии, но при этом заметной — к примеру, в виде яркой боковой вкладки и не перекрывающую контент на странице:
Форма регистрации
Чем лаконичнее — тем лучше. Большое количество полей для заполнения подталкивает желание их заполнять. При регистрации необходимо запрашивать минимум информации. Несколько приемов:
- отказ от «обязательных» полей, вместо них можно ввести «дополнительные», то есть оставить выбор за посетителем;
- отказ от подтверждения почты или номера;
- чтобы не заставлять пользователя подтверждать пароль, необходимо предусмотреть возможность увидеть его — это увеличит количество незавершенных регистраций;
- наличие инструкции: объяснение для посетителя, что необходимо вводить в данной форме;
- возможность авторизации через соц. сети: удобный путь регистрации, который можно совершить в несколько нажатий. Как например, это делает сайт Vimeo:
Кстати, огромным козырем этого сайта также является наличие преимуществ регистрации. Так пользователь видит, чем регистрация на этом сайте выгодная для него.
Грубыми ошибками в формах сайтов являются:
- наличие большого количества полей;
- подтверждение почты и пароля;
- необходимость введения номера телефона.
Строка поиска
Обязательный атрибут любого сайта. Важными критериями строки поиска являются:
- длина строки поиска: 27 символов( в 90% случаев сюда поместится даже длинный запрос);
- размещение строки поиска: оптимальное размещение( и самое удачное) в шапке сайта:
Для сравнения приведем размещение формы поиска внизу страницы: не самый удобный вариант, учитывая, что пользователь автоматически ищет эту опцию в верхней части сайта.
Подача информации
От грамотной подачи информации зависит захочет ли посетитель с ней ознакамливаться. Сюда относиться как текст, так и размещение изображений. Важные правила подачи информации:
- текст, разбитый на абзацы;
- наличие заголовков в статьях;
- размер шрифта;
- качественные иллюстрации на сайте;
- цвет фона и шрифта;
- построение различных таблиц и диаграмм для упрощения восприятия информации на веб-сайте.
Антипример подачи информации на сайте:
Здесь налицо использование неудачных цветов и неподходящие шрифты, очень скудная графика.
А вот пример удачной подачи информации на сайте. Зарубежный блог о технологиях, запущенный в 2013 году Verizon. Глаз приятно радуется:
Заключение
Юзабилити сайта — это простота в использовании, удобство и полезность для посетителей. По нему оценивается качество использования ресурса, его привлекательность и пригодность к взаимодействию с пользователями. Важными составляющими юзабилити сайта являются дизайн и наличие логотипа, удобная навигация, поддержка связи с посетителем и предоставление удобных форм поиска, регистрации и т.д. При выборе тех же тем для сайта важно просматривать эти критерии и сосредоточить внимание на подборе и размещении качественного контента.