Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
180 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Изменения в законе об IP-телефонии: как её использовать в 2025 году

Теперь операторы IP-телефонии должны оформить новую лицензию, чтобы продолжить оказывать услуги для бизнеса, и пока неясно, как это повлияет на работу компаний. Что нужно знать, если вы используете интернет-связь для общения с клиентами и других задач.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

В связи с изменениями законодательства, компаниям-абонентам IP-телефонии, возможно, придётся заключать несколько договоров с операторами и оплачивать услуги по разным счетам. Насколько это соответствует действительности? Можно ли оценить, насколько возрастёт нагрузка на бухгалтерию и документооборот?

В общем это соответствует действительности, однако реализация необходимых изменений в соответствии с постановлением правительства может варьироваться в правовых рамках каждым оператором по своему усмотрению. Подробнее об этом ниже.

Раньше оператор IP-телефонии мог предоставлять местную, мобильную и междугороднюю связь по одному договору. Теперь, по новым требованиям, мобильная и междугородняя связь требуют отдельных договоров и, соответственно, отдельных платежей. Почему именно эти два вида связи теперь выделены в отдельные соглашения?

Услуги IP-телефонии исключаются из перечня лицензируемых услуг связи. Ранее для этого требовалось получение лицензии на «услуги по передаче данных для целей передачи голосовой информации» (официальное наименование). С 1 сентября 2026 г. выданные лицензии на IP-телефонию будут аннулированы. Сейчас в России 1828 обладателя таких лицензий.

Теперь оператор IP-телефонии должен будет либо сам стать (получить лицензию) оператором местной связи, либо заключить агентское соглашение с оператором-партнёром. То же касается и междугородной связи. Соответственно, это приведёт к необходимости изменения договорных отношений с клиентами.

Предполагается, что эта мера ограничит телефонные мошенничества. Злоумышленники пользовались недостатком условий лицензирования IP-телефонии, что позволяло им осуществлять подмену исходящего номера. За 2024 г. МВД зафиксировало более 702 тыс. преступлений в сфере ИТ, к которым относятся и мошенничества по телефону, ущерб от которых составил 168 млрд. руб.

Практический пример: кейс оператора «Телеком-айпи». Ранее оператор IP-телефонии «Телеком-айпи» предоставлял местную, мобильную и междугороднюю связь по одному договору. Теперь для мобильной и междугородней связи требуются отдельные договоры и счета. Этот пример корректно отражает суть изменений? Если нет, то как на самом деле будут работать новые правила в контексте взаимодействия между операторами и бизнесом? Есть ли способы обойти неудобства, связанные с дроблением договоров и платежей?

Положения постановления правительства РФ № 1898 от 26 декабря 2024 г. вступают в силу с 1 сентября 2025 г., поэтому до конца лета видимых абоненту изменений во взаимоотношениях с оператором и расчётах может не быть.

Приведённый пример корректно отражает суть изменений, внедряемых конкретным оператором. Однако в рамках законодательства каждый оператор волен выбирать удобную для себя правовую форму документирования отношений с заказчиком.

Если оператор предоставляет сразу три услуги связи (местной, мобильной, междугородной), что отдельные договоры могут быть оформлены как публичная оферта согласно ст. 435 ГК РФ и размещены на официальном сайте. Письменное заключение договора с каждым абонентом в таком случае не потребуется. Если же какой-то организации потребуется индивидуальный договор, его можно заключить по каналам электронного документооборота, так можно избежать неудобства нескольких договоров на бумаге.

Что касается дробления платежей, то и здесь всё зависит от конкретной реализации оператором. Например, в биллинге на хостинге оператора может быть создан единый балансовый счёт, средства с которого будут автоматически списываться на оплату счетов по каждому из договоров, а пополнять свой баланс клиенты будут по-прежнему единым платежом.

Таким образом, необходимость всех изменений по соответствию новым правилам предоставления услуг ложатся на операторов, которым придётся выстраивать новые правовые отношения с партнёрами по отрасли, модифицировать свой бухгалтерский учёт, изменять биллинговую систему для взаимодействия с клиентами. Затраты на все подобные изменения бизнес обычно перекладывает на потребителя через тарифы. То есть за реализацию требований постановления правительства в конечном счёте заплатят пользователи услуг связи.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем