редакции Выбор
Апгрейд проекта: как удержать первых пользователей
Когда я решил переконвертировать свой офлайн-курс для Интернета, возникла задача: как предоставлять доступ к новым занятиям? Тогда мне казалось, что я нашёл идеальное решение. Были выбраны qr-коды на странице каждого занятия в тетради. Некоторые пользователи курса в этом году именно так и открывают подкасты.
Проблемы
1. Оказалось, что современные подростки не настолько и продвинуты! Это было для меня страшным разочарованием. С течением времени я стал понимать, что на ниве онлайн-подготовки есть следующая тенденция ЦА (дешёвой ЦА по крайней мере): это девочки-хорошистки. Парни малоактивны. Девочки по каким-то гендерным установкам воспроизводят стереотипы о своей неспособности разбираться в фишках техники.
2. Непрозрачность прогресса. Пользуется ли человек кодом или нет, я не знаю. Я не могу ему указать, чтобы он, например, поторопился. Это оказалось важно, потому что на момент тестирования MVP курса я должен был группировать людей в рассылке, чтобы смотреть баги. Но постоянно энергия уходила на опрос, сделал ли человек хоть что-то
Особенно злило, когда выяснялось, что человек ничего и не делал.
Злость? Да. Я могу точно сказать, что почти всех первых тестировщиков курс я потерял. То, что казалось проще, оказалось сложнее. Мне-то просто. А ученику - слишком просто. Удивительно, но у них... нет никакой мотивации продолжать. Блин, ведь это лежало на поверхности. И я, когда работал учителем, это всё видел. Я не верю в то, что кто-то не хочет учиться. Но это факт.
Тогда с течением времени я решил произвести апгрейд, называю это v2. Дело в том, что при всех преимуществах курса выяснилось, что нам нужна практика в форме решения стандартных тестов формата ЕГЭ. Так как тесты уже были запущены в паблике и пошли на ура, я решил именно тесты и взять за основу v2.
Концепция теперь такова: чтобы получить новую порцию подкастов, необходимо прорешать некое задание. Например, проверить у бота ударения, вписать цифры запятых или правильное слово. В результате мы получаем полноценную образовательную платформу. В основной своей части - это подкасты + рабочая тетрадь, в качестве практической части - тесты. Так как тесты решаются в сообщениях сообщества, я всегда в курсе, у кого какие затруднения. Если ученик получил курс, но не прорешивает ключ-тест, я спрашиваю, всё ли понятно, и т.д.
В результате активность повысилась. Мало того, я стал видеть, у кого какой прогресс. На этой основе стало возможно запускать и своего рода лотереи и марафоны. С момента запуска v2 пошли и продажи. С qr-кодами я смог продать только 1 курс! С v2 их стало гораздо больше.
Разработка ключ-тестов - весьма творческая штука! Во-первых, можно создавать имитирующие ЕГЭ тесты, ну это банально. Во-вторых, тесты могут варьировать форму ЕГЭ (проверять то же самое, но в другом виде). В тест можно загонять видео, аудио, картинку и т.д. Курс разбит на четверти, и если в первой тесты лёгкие и маленькие, то во второй они становятся сложнее, и т.д.
В дальнейшем, конечно, вместо обычного чат-бота можно как-то учить ИИ типа Алисы, я думаю.