редакции Выбор
3 этапа создания эффективного и вовлекающего корпоративного обучения
Сегодня я хочу рассказать о трех этапах создания эффективного и вовлекающего корпоративного обучения на примере проекта для М.Видео—Эльдорадо, который мы реализовали в партнерстве с компанией Center-Game. При этом я не буду затрагивать глубинные вопросы проектирования образовательного опыта, а разберу этапы, которые помогут его усилить.
1. Выясняем потребности не только бизнеса, но и сотрудников
К нам обращаются с разными задачами: от проектирования образовательного портала с нуля, до улучшения уже существующих продуктов. В обоих случаях мы сначала изучаем бэкграунд компании, собираем список всех стейкхолдеров проекта, выявляем боли и потребности со стороны бизнеса. Для этого задаем такие вопросы заказчику:
- Какая задача сейчас стоит перед вами?
- Какие вызовы стоят перед компанией или вашим отделом?
- Почему задача появилась именно сейчас?
- Как вы выявили проблему / потребность?
- Были ли попытки реализовывать эту задачу самостоятельно? Что стало ключевой трудностью?
- Какие бизнес-цели стоят за этой задачей? Какие метрики необходимо увеличить?
- Как вы поймете, что задача решена, а решение сработало на 100%?
На этапе исследования иногда всплывают очень интересные детали, которые дают нам понять, что решение, которое просит сделать заказчик, и реально полезное для него решение — это не одно и то же.
Мы часто наблюдаем такую проблему: компания создает полезную и содержательную обучающую программу, которая должна помочь сотрудникам увеличить показатели своей работы, но мэтча с сотрудниками почему-то не случается. Вместо этого наблюдаем откладывание старта обучения, низкую доходимость до конца, отрицательные отзывы.
Чтобы такого сопротивления и дисконнекта не возникало, нужно на старте выяснить реальные потребности сотрудников. Для этого используем разные методы:
- Наблюдение
- Опросы
- Интервью
- Измерения
- Тесты
- Эксперименты
и многое другое.
В результате получаем огромное количество данных, с которыми будем работать на следующем этапе.
Узнать больше о том, как сократить сроки разработки и глубже разобраться в потребностях сотрудников, можно с помощью нашего материала «Как создать эффективное корпоративное обучение».
2. Делаем обучение удобным, как поездка на беспилотном такси
Чтобы все сработало, а польза не осталась незамеченной, нужно спроектировать путь обучения, по которому пользователь сможет пройти самостоятельно и без длинных инструкций. Для этого нужно подобрать удобные каналы и форматы коммуникации. Объясню на конкретном примере.
Группа М. Видео—Эльдорадо использует несколько сервисов и площадок для обучения сотрудников. В какой-то момент их стало слишком много. Выбранные технологические решения оказались удобными не для всех. Например, они не подходили сотрудникам бэк-офиса.
Чтобы решить эту проблему, компания заказала у Center-Game разработку собственной платформы для обучения — «Цифровую Академию», а нас подключили для выполнения дизайн-задач.
Для создания такого проекта, использовался подход Jobs To Be Done, чтобы платформа получилась интуитивно понятной. Разные варианты конфигурации портала проверялись с помощью UX-тестов. По результатам выбран финальный вариант пользовательского пути, функционала и интерфейса.
3. Делаем обучение эффектным, как презентация Apple
Обучающий курс должен быть не только понятным и полезным, но и узнаваемым. Повысить имидж обучения можно с помощью единства стиля всех информационных носителей: платформ, презентаций, рассылок и промо-материалов.
Лаконичная визуализация материала с использованием правильных графических образов в разы повышает результативность обучения. Даже такая, казалось бы, малозначительная деталь, как шрифт, может настроить человека на восприятие информации в правильном ключе.
Чтобы улучшить восприятие обучения, платформа для М. Видео—Эльдорадо была сделана современной и стильной, как Нетфликс. Для этого мы провели сплит-тесты по цветовой гамме, логотипу и интерфейсу, чтобы точно попасть в аудиторию. Фирменный стиль сразу применили не только к платформе, но и к презентациям в обучении, и к видеороликам.
Чтобы поддержать узнаваемость бренда «Цифровой Академии», мы подготовили шаблоны оформления учебных материалов и гайды по их использованию, чтобы в будущем компания могла применять их самостоятельно. Так был создан цельный образ продукта, который поддерживается на всех уровнях.
Мы работали над проектом спринтами и получали обратную связь каждую неделю. Первый бета-релиз основного функционала платформы случился спустя 4 месяца. Его протестировали на ограниченной группе пользователей и получили позитивный фидбэк как от пользователей, так и от основных стейкхолдеров в компании.
А как вы относитесь к корпоративному обучению? Кажутся ли вам удобными те форматы обучения, которые использует ваша компания?
Узнать больше о том, как мы готовим цифровые продукты для HRTech, EdTech и других сфер можно в нашем телеграм-канале Тетракухня.