Пресс-релиз: шаг назад или два вперед?!
Но сразу вспоминается бородатая шутка: Вы не любите кошек? Да вы просто не умеете их готовить.
Давайте попытаемся написать рецепт пресс-релиза, от которого не будет тошнить, который не удалят с электронной почты как спам, на котором не появится след от чашки чая или кофе.
Что же такое пресс-релиз?
Пресс-релиз – бюллетени для работников печати, радио, ТВ;
… краткое информационное сообщение для СМИ;
… PR-документ организации, фирмы, предприятия;
… способ информирования о продукте, услуге, событии;
… сообщение информации заинтересованным лицам и компаниям.
Но самое главное:
Пресс-релиз – это красная тряпка для журналиста, это медиатор, который сделает вашу игру еще более яркой, звонкой, громкой, запоминающейся. Найдите инфоповод… и вперед.
Где взять информационный повод?
Информационный повод – значимое событие, которое обязательно заинтересует адресата. Вариантов есть масса, но главное – убедиться, что это действительно интересно, и не только вам и вашим сотрудникам. Идея для пресс-релиза должна быть ГРОМКОЙ.
Рассмотрим в качестве примера среднестатистическую московскую компанию ХХХ, предоставляющую в аренду видео- и звуковое оборудование. Возможные информационные поводы:
- владелец компании стал победителем престижного столичного конкурса для акул бизнеса;
- близится знаменательная дата – 20 лет беспрецедентной работы на рынке и заботы о клиентах;
- компания наладила тесные дружеские отношения с представителями LG – заказчики могут готовиться к серьезным скидкам.
Если компания – лидер рынка, то в качестве инфоповода можно использовать:
- решение организовать тематический семинар, конференцию, презентацию товара;
- запуск нового направления в работе – декоративное оформление залов, разработка рекламных конструкций, доставка по городу;
- выход на новый рынок – теперь услуги оказываются не только в столице, но и в Московской области, Санкт-Петербурге.
Это лишь вершина айсберга. Инфоповоды для составления пресс-релиза были, есть и будут в любой сфере. Их просто нужно увидеть и вкусно подать.
И еще один важный пункт – не упустите момент: не нужно освещать вчерашнюю новость через неделю, две, а то и через месяц. Держите руку на пульсе и правильно выбирайте вид пресс-релиза.
На каком варианте остановиться?
Давайте пробежимся по разновидностям пресс-релизов и пойдем дальше:
- О компании. Сообщите общественности о событии, какой-то особенности предпринимательской или другой деятельности.
- О человеке. Героем может стать не только руководитель, но и обычный сотрудник, партнер и даже клиент (например, если это Филипп Киркоров или Тимати).
- О продукте или услуге. Расширили ассортимент, добавили новую услугу, сняли с производства конкретную модель авто? Проинформируйте об этом.
- О событии. Опишите или подведите итоги проводимого мероприятия, ответив на вопросы: что?, где?, когда?, зачем?.
- О рынке. Расскажите о современных тенденциях конкретного сегмента рынка, обозначьте мнение аудитории, экспертов, укажите данные опросов, исследований.
По способу раскрытия информации есть пресс-релизы в виде новости, аналитики, резюме. По формату СМИ – медиа-релизы, сообщения для газет и интернет-релизы. Но в любом случае структура пресс-релиза должна быть следующей:
Составьте пресс-релиз правильно
Существует несколько подходов к формированию структуры пресс-релиза. Начнем с самого простого:
Начало
Пропишите наиболее важную вступительную информацию, буквально 1-2 абзаца. Обязательно ответьте на 5 вопросов: кто/что?, когда?, где?, как?, почему?.
Середина
Подайте ключевые данные, включая факты, аргументы, проблемы, историю, свидетельства, результаты дискуссий.
Конец
Добавьте еще немного информации – интересной и обязательно по теме, укажите ссылки на материалы, актуальные источники.
Дальше – сложнее. Попробуйте раскрыть эти 9 пунктов:
1. Название компании, ее логотип, другая символика.
2. Дата сообщения.
3. Заголовок.
4. Лид – 1 абзац, который зацепит внимание журналиста (главная мысль, важная деталь, изюминка).
5. Основная часть – несколько абзацев (3-5, в зависимости от темы и информационного повода).
6. Заключение.
7. Тематические цитаты экспертов (ни в коем случае не придумывайте цитаты, ведь это сразу всплывет).
8. Справка о компании (коротко и по делу).
9. Контактная информация – название компании, адрес, телефон, сайт, электронная почта.
Особое внимание обратите на 3-й пункт – Заголовок. Он самый важный.
Заголовок. Снайперский выстрел!
Как и любой текст, пресс-релиз начинается с заголовка. Перед вами некоторые рекомендации и советы от классика:
- Уделите особое внимание заголовкам, ведь их читает в 5 раз большее число людей, чем сам текст.
- Укажите в заголовке выгоду или пользу для читателя, это существенно увеличит шансы на успех.
- Используйте конкретные факты и цифры, а общие слова и воду оставьте конкурентам.
- Избегайте двусмысленности, ведь это отпугнет читателя, введет его в заблуждение.
Дэвид Огилви абсолютно прав. Скучные непривлекательные заголовки ни о чем – гарантия того, что сообщение так и не дойдет до получателя. Первые слова, которые увидит читатель, должны быть пулей, вылетающей со снайперской винтовки профессионального стрелка.
Несколько примеров:
* Названия взяты с сайта http://press-relizy.ru/.
Как усилить эффект? Используйте цитаты!
Хотя бы одна цитата. Это требование к составлению эффективного пресс-релиза. Зачем нужны цитаты? Они:
- оживят предоставляемую информацию;
- сделают историю персонализированной;
- передадут взгляд не только эксперта, но и клиента;
- сформируют определенное мнение у читателя;
- вызовут эмоции.
При этом соблюдайте несложные правила:
- цитата не должна нарушать структуру сообщения, должна вписываться в контекст;
- старайтесь избегать сухих и неинтересных цитат – их читать никто не будет;
- не используйте цитаты сомнительных или негативно зарекомендовавших себя людей;
- уберите цитаты, которые явно рекламируют ваши услуги или товары – не нужно навязываться.
Допустить даже небольшую ошибку в этом вопросе – лишиться внимания со стороны журналистов и целевой аудитории. Это непозволительная роскошь для любой компании.
Защититесь от ошибок
- опечаткам и ошибкам в любом проявлении;
- скучному, невнятному, шаблонному языку;
- специальным терминам и непонятным выражениям;
- преувеличениям и уменьшительным словам;
- самовосхвалению и ненужной драматичности;
- эвфемизмам и повторам.
И еще несколько признаков пресс-релиза, который лучше НЕ высылать адресату (журналисту):
- имеет неясный, размытый заголовок;
- выгода напрочь отсутствует;
- утомительно длинное вступление;
- нарушение правильной структуры;
- текст действительно скучный;
- отсутствует единая точка зрения;
- у читателя остался вопрос: Что от меня хотели?;
- неактуальный информационный повод.
И напоследок: пресс-релиз – мощное оружие в умелых руках. С его помощью компания легко сможет сделать два шага вперед и так же легко – отступить назад.
P.S. Кстати, грамотное написание пресс-релиза – задача для узких специалистов, имеющих опыт работы в оперативно-новостном жанре. И в бюро копирайтинга ТекстБрокер такие есть.