Как мы строим сеть городских интернет-изданий по всей России
Привет Спарк! Сначала вкратце о нас. Федеральная сеть городских изданий The Urban Rooms. Появились в 2013 году с одного проекта в одном отдельно взятом городе – Уфе. Спустя 2 года у нас 12 порталов в разных регионах и около 10 партнеров в еще 10 городах. Специализируемся на контенте, в частности, городских изданиях. Пишем статьи, делаем обзоры, открываем новые порталы, привлекаем партнеров.
Первый наш сайт, The Ufa Room, был создан в 2013 году, когда мы заметили, что в регионах очень мало сетевых изданий. Нет, сайтов-СМИ было много, но они или перепечатывали то, что пишут федеральные, или публиковали скучные пресс-релизы (почти как скучные обои, да).
При этом в одной только Москве мы насчитали порядка 20 городских изданий – The Village, Афиша, W-O-S, Метрополь и так далее. В регионах, меж тем, читающей публики никак не меньше, если даже не больше, но весь контент они предпочитали получать из пабликов в ВКонтакте.
Проанализировав рынок, мы поняли, что ниша практически пуста и стоит попробовать ее занять. Суть была в том, чтобы создать медиа, которое бы освещало события Уфы, публиковало обзоры мероприятий, интервью с героями. Наше отличие от других сетевых изданий было в том, что мы решили сразу давить уникальным контентом на самые разные темы – материал про ЛГБТ-сообщество, к примеру, или интервью с уфимскими дизайнерами-модельерами. С самого начала решили добавить щепотку эпатажа и пригласили Катю Самбуку:
Первичный трафик и интерес мы заполучили, и теперь можно было начать серьезную работу по созданию контента. Сами ходили и собирали материал, буквально умоляли дать нам новости. Все это время проект жил и развивался на наши личные средства, которые мы накопили до этого на предыдущих местах работы. Денег было немного, поэтому приходилось работать как можно быстрее и плодотворнее, дабы выйти на прибыль раньше, чем закончатся сбережения.
Главное отличие контентных стартапов от всех остальных в том, что тут отсутствует, как таково, сам продукт. Точнее, он тут есть, но его каждое утро надо создавать с нуля и каждый день он разный.
Так прошло порядка 6 месяцев. Сейчас нам говорят, что мы тогда эпатировали публику своими материалами, но просматривая старые статьи, честно говоря, не видим ничего подобного. Да, были вызывающие кейсы, как с той же Самбукой, но сегодня пышными формами мало кого удивишь. Ответ кроется в том, что в регионах публика менее искушена, потому и воспринимает информацию, которая выбивается из общей линейки, как нечто провокационное и шокирующее.
В конце 6 месяца, когда сбережения уже начали подходить к концу, на сайт пришли первые рекламодатели. К тому моменту мы уже успели обзавестись трафиком в 60 000 посетителей в месяц, что не так уж много, но было достаточно для привлечения первых денег. Вначале это были местные компании, скажем, уфимские кофейни, рестораны, кинотеатры.
Убедившись, что деньги тут есть, и осталось только их заработать, мы увеличили обороты. Чем больше мы работали, чем больше бегали по городу в поисках инфоповода, тем больше нас читали. А где аудитория, там и, в свою очередь, рекламодатели. Вот такая нехитрая схема монетизации.
В 2014 году трафик перевалил за 120 000 посетителей в месяц и нами заинтересовались федеральные компании. К примеру, Nike, который активно интересуется региональной аудиторией. Тогда же мы решили, что пора выходить за пределы Уфы и решили расширяться. Накидали на листе А4 формата бизнес-план, который сводился к:
- Открываем Urban во всех городах
- Продаем рекламу
- ???????
- PROFIT!!!
Первым стал Екатеринбург. Схема была точно такой же, за тем исключением, что мы в команду взяли несколько местных ребят, которые давно хотели заняться городской журналистикой, но не имели платформы. Раскрутиться в Екатеринбурге получилось быстрее – помогли набитые в Уфе шишки. Затем дело пошло бодрее и открылись издания в Калининграде, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Саратове, Владивостоке, Тольятти. Два недавних города - Воронеж и Ярославль.
Когда был открыт Владивосток, мы поняли, что из компании одного издания превратились в целую сеть изданий с разными редакциями в разных городах. Все это как-то надо было систематизировать, в результате чего и стала реорганизация в The Urban Rooms.
Все это время мы зарабатывали на рекламе. Трафик сети в 2014 году приблизился к миллиону в месяц, и к нам начали обращаться крупные игроки. К примеру, Nike, МВидео, RedBull. Крупным компаниям интересен региональный трафик, особенно с таргетом на молодых и активных, но без помощи посредника работать напрямую с регионами было проблематично. Мы и выступили тем самым звеном. У нас был трафик, аудитория, которая проводила на сайте в среднем по 6-7 минут, причем на 90% состоящая из жителей конкретного региона. Так и строилась модель монетизации.
К осени 2015 года количество порталов в сети перевалило за 20. По одному в каждом городе. По сути, все они представлены на одной платформе, объединены между собой и между ними можно переключаться. В домене у каждого слово room. При открытии нового портала мы анонсируем событие на всех остальных, льем рекламу, привлекаем первичный трафик. Активно работаем с партнерами, но это тема для отдельного поста.
Сейчас медиарынок России сейчас переживает не самые лучшие времена. Очень сильно повлияли блокировки Роскомнадзора, уход с рынка иностранных инвесторов и экономическая ситуация по стране в целом. Но, с другой стороны, количество людей, читающих новости, никуда не делось – это уже почти такая же естественная потребность, как спать или есть. Другое дело, что каждый сам предпочитает источник, и стать этим самым источником довольно сложно. Тем не менее, мы уверенны, что ставка на регионы должна себя оправдать – сейчас все к этому и идет.
Контентные проекты, традиционно, редко относят к стартапам, но мы себя именно так и идентифицируем. Тем более что продолжаем расширяться и сейчас работаем над открытием еще нескольких изданий.
Несмотря на то, что мы не создаем материальные ценности, мы верим, что делаем полезную работу – регионам нужны такие медиа, потому что развиваются они гораздо медленнее, чем центры. К примеру, в Москве никого не удивят сенсорные афиши, а в Мурманске все еще можно встретить афиши, написанные гуашью. Информационный голод за МКАДом сильнее, нежели в центрах, так как предложений меньше в несколько раз.
Прямо сейчас дали минимальное анонсирование на открытие двух новых городов, а в редакцию уже приходят письма, спрашивают, интересуются, ждут. Пишут журналисты и местные компании, которые хотят сразу наладить контакт и даже рекламодатели, которые хотят достичь предварительной договоренности по условиям льготного размещения. Это дает нам повод думать, что движемся в верном направлении.
Пока что на этом все. Постараемся описывать здесь происходящие события и рассказывать о медиарынке России.Пожелайте нам удачи!Подписывайтесь на наш блог тут, на Спарке.Постараемся обновляться как минимум раз в неделю.