Главное Авторские колонки Вакансии Образование
arrow-right Created with Sketch. Тамерлан Джиджоев 285 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Не технологии нас порабощают, а мы приручаем технологии. Интервью с предпринимателем, владельцем Alfa School Нариной Багдасарян

Об удаленной работе, онлайн-образовании и бизнесе в условиях карантина Тамерлан Джиджоев, основател Glove, узнал у Нарины Багдасарян, предпринимателя и владелец онлайн-школы Alfa School.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

На фото: Нарина Багдасарян

Условия карантина повлияли на все сферы деятельности. Большинству компаний пришлось осваивать непривычный формат удаленной работы. Нарина Багдасарян рассказала о своем опыте организации работы в удаленном формате и о том, как карантин повлиял на их сферу деятельности.

— Расскажите, как изменился спрос на образовательные услуги? Заметны ли изменения в части потребительского рынка?

— Сфера образования, особенно детского, сейчас переживает изменения, связанные с переходом на дистанционное обучение. Большинство родителей стараются заполнить освободившееся время детей полезными занятиями и получением новых знаний. В нашей школе мы отмечаем небольшое повышение спроса на курсы иностранных языков для детей. Нельзя сказать, что это «бум», но детские курсы стали более востребованы. Что касается взрослых, здесь все не так просто. Доходы у людей снизились и даже те, кто имеет определенный денежный запас, стараются сэкономить и растянуть его на длительный срок. Однако есть люди, которые готовы использовать время карантина для повышения квалификации, знаний и достижения новых целей.

— Как поменялась структура вашей клиентской базы в связи с последними событиями?

— Очень значимых изменений у нас не наблюдается. Оттока учеников нет, наоборот, есть небольшой прирост, главным образом на детских курсах. Наша школа практикует три типа обучения — взрослые, детские и корпоративные направления.

В сфере корпоративного обучения серьезных изменений нет. Хотя небольшой спад наблюдается, что обусловлено переходом на удаленку большинства компаний и сменой режима работы. Однако сотрудники компаний, с которыми сотрудничаем, продолжают обучение в стандартном формате. В основном среди наших клиентов IT-компании, для которых переход на удаленный режим работы не столь критичен.

В сфере детского обучения есть подъем за счет школьников, которые на карантине вынуждены сидеть дома, у них отменены дополнительные занятия, секции и кружки. Освободившееся время родители стремятся заполнить онлайн-обучением.

— Насколько быстро вам удалось перевести бизнес в онлайн?

— Работа нашей школы изначально строилась в формате онлайн-обучения. Наши преподаватели и ученики живут в разных странах и на разных континентах, а работа строится в специальных программах в интернете. Изменения коснулись только управляющей части нашей компании — менеджеров и администраторов. Офис пришлось переводить на удаленку. Мы это сделали за неделю до объявления официального карантина, так как не хотим подвергать риску своих сотрудников.

— Вы сейчас как-то пересмотрели план продвижения, может поменяли каналы? Как изменился бюджет?

— На данный момент мы активно продвигаемся, поэтому увеличили эту статью расходов. Мы не практикуем прямой рекламы, для продвижения используем профильные информационные площадки, СМИ, интернет-ресурсы в сфере образования. Увеличения бюджета на продвижение именно во время карантина связано не со спадом интереса. Наоборот, мы считаем, что карантин — это возможность для многих возобновить изучение языков, восполнить пробелы в образовании и получить новые знания. Сейчас многие люди открывают для себя возможности онлайн-обучения, и мы уже видим результаты нашей работы.

Кроме того, на фоне карантина нам стали доступны те площадки продвижения, у которых раньше были очень завышенные требования. Сейчас, к счастью для нас, многие издания снизили планку, и мы имеем возможность публиковать информацию о себе на более выгодных условиях. Наша компания не очень крупная, поэтому раньше серьезные информационные площадки и каналы продвижения мало нами интересовались. Сейчас это изменилось в лучшую для на сторону.

— Многие понимают ценность создания личного бренда, лица компании. Какова для вас важность роли лидера в онлайн-бизнесе?

— К пониманию ценности создания личного бренда я пришла совсем недавно. До этого времени себя лично я никак не продвигала. Мои социальные сети были лишь личными аккаунтами и почти не содержали профессиональной информации. Сейчас я поняла, что нужно менять отношение к личному бренду. Я уверена в том, что деятельность нашей школы несет большую пользу, и понимаю, что я отчасти являюсь лицом компании. Именно поэтому теперь я решила больше выступать, продвигать себя, говорить о своей деятельности и создавать личный бренд.

— С какими основными внутренними противоречиями вы сталкиваетесь с точки зрения личного бренда? В чём вам приходится преодолевать себя?

— Главная трудность — это стеснение. До сих пор я была не публичным человеком и создает определенные сложности. Синдром самозванца знаком каждому, кто начинает создавать свой личный бренд. Но, с другой стороны, я получаю удовольствие от общения с разными людьми, консультаций, интервью. Это профессиональное удовлетворение от осознания того, что я делюсь важной и интересной информацией, вижу интерес к своему делу.

— Насколько ваши личные ценности перенесены в ваш бизнес?

— Мой бизнес полностью отражает мои личные ценности, он олицетворяет меня. Показательный пример — мы с дизайнером обсуждали новое оформление сайта нашей школы. Я рассказала, каким я его вижу, хотя всегда считаюсь с мнением специалиста. Она удивилась, что оформление, которое я предложила целиком отражает меня саму. То есть, я и моя работа настолько созвучны, что возникает проекция меня самой.

Для меня огромное значение имеет та польза, которую я приношу людям своей работой. Результаты, которые я вижу, важны для меня лично. Наши ученики после обучения поступают в престижные колледжи, институты и университеты. Благодарные отзывы без запроса — лучшая похвала нашей школе.

— Скажите, а негативные отзывы бывают? Как вы на них реагируете?

— Бывают и негативные отзывы. Мы всегда реагируем и стараемся разобраться, почему они возникают. Случалось, что негативные отзывы публиковались от имени несуществующих людей, так называемых фейков. Мы доказывали, что такие люди никогда не проходили обучение в нашей школе. Площадки, на которых они публиковались чаще всего шли нам навстречу и удаляли такие фейковые отзывы.

За 9 лет нашего существования было несколько реально недовольных студентов. Причины недовольства различные — кому-то не подходил формат обучения, кто-то выражал неудовлетворение организацией работы, были просчеты менеджеров, человеческий фактор никто не исключает. Мы всегда стараемся уладить ситуацию, приносим извинения, дарим дополнительные уроки. Чаще всего студенты выражают благодарность за то, что мы реагируем на замечания и исправляем свои ошибки. Некоторые компании просто блокируют недовольных.

— Каждый сотрудник является частью и представителем компании. Как вы выстраиваете работу с сотрудниками, чтобы они продолжали жить в соответствии с инструментами, которые вы использовали для построения репутации компании? Особенно актуально сейчас на удаленке.

Наши преподаватели с самого начала работали в удаленном формате. Специально для этого разработаны платформы, программы, скрипты, правила общения со студентами и корпоративной этики. То есть, все наши сотрудники знают, как вести диалог с клиентами в рабочем и свободном общении. Кроме того, у нас есть требования по организации рабочего пространства, фона, качества связи. Для работы создана отдельная цифровая платформа.

Управление и менеджмент школы велись из офиса, но с переводом на удаленку тоже не возникло проблем. Работа ведется в том же режиме, только каждый выходит в сеть из дома. Изменения коснулись только общения, раньше оно было реальным, теперь стало виртуальным.

— А ваши сотрудники имеют право сотрудничать с другими компаниями?

— Тут по-разному, некоторые могут работать в других компаниях, другие — нет. Часть наших сотрудников, в основном преподавательский состав имеют полное право работать в других компаниях. Среди наших учителей есть преподаватели институтов и университетов, естественно они работают на основной работе. Там они повышают свой преподавательский уровень, и мы это приветствуем. У нас работают кандидаты наук, доценты, преподаватели из разных стран. Некоторые из них со временем полностью переходят на работу в удаленном режиме, сотрудничают только с нашей школой. В основном это преподаватели из небольших городов, где в учебных заведениях низкая зарплата.

— Опыт показал, что дистанционное обучение дает много сбоев. Как вы оцениваете систему школьного онлайн-образования? Образование может полностью перейти на удаленку?

— Конечно, нет. Как мама, а не бизнесмен, я могу определенно сказать, что я против полного перехода на дистанционное обучение. Во-первых, для детей важна социализация и общение. Во-вторых, детям младшего школьного возраста просто не под силу целый день проводить за компьютером. Также сложно организовать сам процесс получения заданий, распечатки и отправки готовых работ. То есть, обязательно присутствие взрослого рядом, а родителям ведь нужно работать. Считаю, что этот формат подходит далеко не всем.

— Вы — пример успешной женщины предпринимателя. Как вам удаётся совмещать всё? Есть ли с вашей точки зрения различие между мужским и женским подходом в ведении бизнеса?

— На первый вопрос отвечу — сложно совмещать. Приходится подстраивать свой рабочий график под режим дня ребенка. А если, например, у меня встреча в 9 вечера, приходится просить бабушку, чтобы побыла с ребенком. У меня есть помощники в лице няни и бабушки, иначе я бы не справилась. Я искреннее восхищаюсь женщинами, которые без помощников воспитывают детей и ведут дела. Мне даже с учетом помощи иногда приходится разрываться на несколько фронтов одновременно. По поводу мужского и женского ведения бизнеса скажу одно — женщины мягче.

— У вас четко расставлены приоритеты. Необходимо время на ребенка, а это тоже более женская часть забот.

— Да, но здесь дело не в приоритетах, а в балансе. Мы работаем ведь не только для себя, но и для обеспечения будущего своему ребенку, поэтому тут важен баланс и понимание, что важны и ребенок, и работа. Я распределяю время, чтобы работать, а также заниматься и уделять время ребенку.

— Как вы относитесь к мнению, что работающая мама гораздо меньше может дать ребенку, чем мама, сидящая дома?

— Категорически не согласна. Лучше работающая, самодостаточная и профессионально реализовавшаяся мама, чем измученная домашними заботами и бытом женщина. Здесь многое зависит от желания самой женщины. Если мама сама получает удовольствие от домашних дел и воспитания детей, то возможно это и есть карьера. Все люди разные. Но если женщина сидит дома и при этом ненавидит собственный образ жизни, то это очень плохо, прежде всего для нее и для ее детей. Всегда надо находить время для собственного развития и профессионального роста. Таков мой принцип жизни.

— Какие у вас планы на будущее, относительно развития вашей школы? Я так понимаю, что вы сейчас расширяетесь, то есть хотите дополнительно зайти в новую нишу.

— Однозначно могу сказать, что мы не будем выходить из формата онлайн-обучения. Тем более сейчас в этом нет особого смысла. А в онлайн-пространстве мы будем расширяться и продвигаться дальше. Сейчас как раз заканчиваем новую платформу для обучения.

— А чем обусловлено написание собственной платформы обучения? Ведь достаточно много уже готовых платформ обучения, которые можно просто арендовать. Мне интересен ваш выбор в сторону авторской платформы — зачем?

— Чужая платформа не всегда удобна, и мы не хотим арендовать чужие площадки. Тем более, что у нас уже есть собственная платформа, в которую органично вписаны все задачи — расписание для студентов, график работы преподавателей, финансовые процессы, формат видеоконференций и т.д. В ней еще есть некоторые недочеты, сейчас мы их исправляем. В планах у нас написание собственного контента для школы, заливка авторских материалов, которые уже готовят наши специалисты. Аренда платформ предполагает использование чужого контента и программ обучения, а мы предпочитаем свои собственные материалы.

— Как вы думаете, углубление в цифровые технологии не уменьшает значение человеческого фактора? Роботы нас не станут учить?

— Возможно, настанет время, когда нас будут учить роботы. Наша позиция — мы подчиняем технологии, а не они нас. Это значит, что в процессе обучения главный — преподаватель, а технологические и программные продукты являются лишь удобными помощниками, которые помогают вести обучение.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем