Как найти дизайнера за неделю
Всё, что будет написано, касается мелких компашек, таких, как моя. Собственно, это касается только меня, если быть честным до конца. Но пищу для размышления подкинет.
Расскажу я вам о своём опыте, и коснёмся мы вакансии «Дизайнер». У меня печатное дело, и из всех наших рабочих мест, после менеджера по продажам, конечно, эта вакансия выглядит наиболее интересной для всеобщего обозрения, потому что дизайнеры в большом количестве присутствуют и в других бизнесах. У пекарей, например. Кроме того, эта профессиональная область очень сильно обрушена пиратским ПО. Почти все соискатели судят о своих профессиональных качествах исходя из наличия Фотошопа у себя на компе и примеркой на себя образа свободного художника, такой творческой личности и пр. Трагедия заключается в том, что дизайнер — это сугубо прикладная профессия, которая требует прежде всего технической грамотности и высоких профессиональных навыков работы с
ПО. А художественное образование, тонкий вкус, эрудированность в изобразительном искусстве и креативность — приятное дополнение, которое,
безусловно, будет преимуществом, но по сути совершенно второстепенно. Дизайн — это крестьянская пашня. Тяжёлое ремесло. Никому не нужно чтобы вы, будучи дизайнером, пили вино и рассуждали о Родене и Моне, пока печатается баннер с огромным словом «Аренда». Нужно без остановок стругать макеты от рассвета и до заката точно в соответствии с ТЗ и ТТХ.
Итак, на днях уходит мой дизайнер, приглашаю нового. Поэтому текст написан по горячим следам. И, кстати, новый человек уже в седле — вакансия закрыта.
Чем я руководствуюсь, когда кого-то ищу:
— во-первых, я стараюсь максимально подробно описать предстоящие задачи. И особенно обращаю внимание на то, что НЕ придётся делать. Чуть ниже всей этой писанины я приведу текст моей реальной вакансии, так что можно сразу перейти туда.
— во-вторых, я стараюсь описать условия безо всяких прикрас, и, даже наоборот, занизить ожидания у соискателя — пишу, что условия тяжёлые. Среди некоторых моих знакомых, деятелей такого же уровня как я, блин, в почёте другая позиция. Они, наоборот, преувеличивают условия и дают огромные обещания (в части заработанной платы). Хотя по факту, получить в реальности обещанные деньги почти невозможно. Нужно будет очень и очень постараться и почти не спать. А одно противоречит другому — если не спишь, то работаешь весьма скверно. В результате, соискатель разочаровывается буквально в конце первой рабочей недели. И увольняется через месяц, другой. Текучка кадров очень большая — в чем профит?
Хозяйке на заметку: если условия работы очень привлекательные
и оклады высоки, но при этом вакансий развешано много и висят они долго-долго, то, скорее всего, действительность в таких конторах отличается от обещаний.
Я готов работать с человеком без опыта, и даже питаю к ним больший интерес. Частенько опытный спец отказывается что-то менять в своей работе, потому что «я так привык!», а уж если его чему-то учить, то совсем беда — чего ты меня учишь дядя? я сам все умею и etc.
На возраст мне плевать — главное, чтобы работать умел и хотел. А вот другой социальный пласт — это уже интереснее. Люди, с которыми я вряд ли бы пересекся в обывательской жизни. Это же свежие взгляды, мировоззрения и новые подходы к задачам. Да и просто куча новых историй за обедом. Но естественно есть ограничения — конченого гада я брать не стану (больше не стану), потому что работа превратиться в бесконтрольный хаос — какие-то элементарные нормы приличия и вежливости должны соблюдаться. Отношения в коллективе должны строиться на взаимном уважении, которое возникает естественным образом, а не в принудительном порядке.
Я склонен считать, что самый большой плюс предпринимательства
— возможность увольнять. Когда я офицерствовал в армии и мне дали в подчинение несколько человек, то я не мог их увольнять, штрафовать или поощрить. Не все годятся к военной службе (даже я), приходится крутится с
тем, что есть. А тут мы вообще-то про типографию говорим. Не хухры-мухры. Из армии не увольняют, если тебе не нравится там, и ты делаешь все кое как. А тут можно. Натуральное благо.
В результате, я имею всегда очень мало откликов. Но зато не приходят лишние люди. На данную вакансию откликнулось 58 человек за неделю. Мне не приходится разговаривать с теми, кто явно не годятся для предстоящих задач. Выбрал я троих. Пригласил одного.
Второе преимущество детально и честно описанной вакансии, что человек, которому это в самом деле интересно и он горит своим делом, останется у меня на долго. Шансы велики. Тем самым, не будет текучки. Не знаю — надо ли объяснять на сколько текучка вредна.
Итак, теперь сама вакансия:
По итогу такой вакансии я получаю четыре сорта писем.
Первый, самый странный сорт, когда человек не имеет никакого отношения к дизайну. Чаще всего его последнее и предпоследнее и, вообще, основное место работы — бариста или страховой агент. И живёт за тридевять земель. И желаемый уровень дохода — в стописят тыщ раз выше, чем я могу предложить. Это очень странная публика. Для эксперимента я даже звал парочку, чтобы прикинуть — что не так с ними. Но они молчаливы и недоступны. Приглашения игнорируют.
Второй сорт — стандартный. Да, человек имеет отношение к дизайну. Имеет опыт работы. Но, видимо, люди сильно заняты и им некогда читать вакансию. Когда ты приглашаешь такого, то часто он присылает отказ, например такой: «вы очень далеко находитесь, я не смогу ездить». Ясно, что теперь он прочитал вакансию. Скорее всего люди веерно делают рассылку и не вникают в суть. Они никогда не утруждают себя сопроводительным письмом. Или это письмо стандартное — что ещё хуже. Некоторые из этой публики даже выражают готовность поработать, если приезжают. Но я всегда отказываю — потому что человек не удосужился почитать мой текст, который я составил с такой большой любовью и нежностью, с такими изумительными подробностями, на который я потратил столько времени, чтобы максимально исключить недопонимания и обманутые ожидания. А человек мало того, что не может написать мне парочку добрых строк сопроводительного письма, так он и вовсе не читал мой текст. Что мне с ним потом делать?
Третий сорт — восторженный. Люди пишут приятные комплименты. Восхищаются. Сообщают, что они всю жизнь мечтали бы работать у меня. Я их зову, и они не приходят. Никогда. В итоге, чем больше восклицательных
знаков, тем меньше вероятность того, что соискатель придёт.
Четвёртый сорт — неадекватный. Это наиболее яркие резюме.
В заключение всего, я бы дал три добрых совета соискателям на роль дизайнера:
1. Если вы стремитесь на такую роль, то не надо писать в перечне ПО, которым вы виртуозно владеете названия всех программ о существовании которых знаете. Универсальный специалист, который утверждает, что одинаково прекрасно работает как в Corel DRAW, так и в Adobe Illustrator и с десяток других скорее всего не умеет нормально работать ни в чём. Потому что по функционалу это одинаковые могучие программы и нет никакого смысла метаться от одного к другому. Поломать голову можно будет, потому что интерфейс-то отличается. Профессионал работает в каком-то одном, наиболее удобном ему сервисе. И делает свою работу отлично.
2. Если вы видите у работодателя в требованиях аналогичный перечень знать все существующие на свете программы посвящённые графике, то, скорее всего, у вас будет очень дурацкий тормозящий компьютер, куча посторонних обязанностей и с вас три шкуры спустят. В этом тоже нет никакого смысла — требовать знать всё. Или, как в моём случае, надо хорошо знать что-то конкретное. Или, как в чьем-то чужом случае, нанимателю не должно быть никакой разницы, в чём вы будете работать.
3. Если вы на столько оттаяны и безрассудны и решили-таки окунуться в этот яркий мир мрака, горя и уныния, решили стать дизайнером, то читайте вакансии и пишите короткие сопроводительные письма. Просто, честно, скромно и по делу.
Влад Парголовский, печатник.
Подписывайтесь на наш ВК и Инстаграм, где вы от души посмеетесь.