Трендвотчинг: как мониторинг трендов помогает бизнесу больше зарабатывать
Что такое трендводчинг?
Трендвотчинг — это отслеживание трендов. Этот термин чаще применяется для описания бизнес-исследований рынка с целью выявить ожидания целевой аудитории. Полученные данные используются для создания рекламных кампаний, промо-роликов и других акций для продвижения продукции и выхода в топ.
Понятие «trendwatching» появилось в 2002 году благодаря голландскому кандидату экономических наук Райнеру Эферсу. Он основал компанию, занимающуюся отслеживанием трендов по всему миру. Сейчас в его фирме работают более 3-х тысяч информаторов («споттеров»), проживающих в 90 странах.
Для сфер медиа и коммуникаций трендвотчинг необходим для поиска новых тем даже в хорошо спрогнозированных событиях. Трендвотчинг тесно связан с поиском и аналитикой инсайтов или инсайт-менеджментом.
Инсайт-менеджмент — это регулярный мониторинг мнений целевой аудитории, выявление инсайтов (осознание потребности, озарение), трендов, барьеров, которые возникают при потреблении вашего продукта или продукта вашей категории, анализ и применение полученных данных в стратегии продвижения бренда.
5 правил успешного трендвотчинга
- Отслеживайте новые технологии
Внедрение новых технологий на рынок обгоняют социальные практики. Те бренды, которые быстрее адаптируют их под потребности целевой аудитории, обойдут своих конкурентов и покорят рынок. Поиск трендов в этом направлении можно вести с помощью TechCrunch.com, Mashable.com, Think with Google, TJournal.ru и других аналогичных.
- Отслеживайте, о чем говорят люди в сети (Social Listening)
Важно мониторить не только свою целевую аудиторию. Не всегда компании могут на 100% знать, кто их потребитель. Важно отслеживать какие темы поднимают люди в социальных сетях, на популярных форумах, о чем пишут и рассказывают в блогах, какие новости получили больше всего репостов и охвата.
Один из успешных примеров отслеживания «горячих» тем и адаптации под них рекламной кампании — бренд «Hershey’s». На фоне распространения коронавируса COVID-19 компания временно убрала из ротации два видео, где есть сцены с объятиями и рукопожатиями. Вместо них был выпущен ролик с отсутствием людей в кадре.
- Отслеживайте трендсеттеров
Тrend watching невозможен без мониторинга трендсетторов (люди, задающие модные тенденции). К ним относятся медиаэксперты и лидеры мнений.
- Следите за новинками литературы и киноиндустрии
Успешные кинопремьеры или бестселлеры помогут вам понять, какие темы интересуют людей, чему они отдают предпочтение. Анализируйте главных героев, события, сюжеты. Все, что поможет вам найти ту связь с вашими потребителями.
Промониторьте научную литературу. Авторы таких трудов ссылаются друг на друга, тем самым облегчая читателям поиск интересных книг.
- Начните сотрудничать с трендвотчерами
Мониторить тренды не просто, поэтому этим делом должен заниматься специалист. Трендводчеры — это профессионалы, умеющие отследить инфоповод, который затем перерастет в тренд. Главное, чтобы ваш бренд вовремя включил его в свою стратегию развития и обогнал на пару шагов конкурентов.
10 трендов 2020 и как их используют бренды
1. GLOBAL CITIZENS + переосмысление труда
В 2020 году прогнозируют перемены в трудовой деятельности. Крупные компании предлагают хорошие условия для мобильности, нанимая сотрудников из других стран. Это способствует укреплению политических отношений между государствами. А уровень толерантности к мигрантам посотенно возрастает.
Многие компании подумывают над сокращением рабочей недели и предоставлению сотрудникам безлимитные отпуска. Например, японское подразделение «Microsoft» в рамках эксперимента Work-Life Choice Challenge 2019 ввела четырехдневную рабочую неделю для 2300 работником. Сотрудники работали с понедельника по четверг, а к стандартным выходным прибавилась пятница. В результате продуктивность труда выросла на 40%. Если вам интересно, как отреагировала русскоговорящая аудитория на закон о четырехдневной неделе, читайте здесь.
2. Сопротивление дискриминации по гендерным признакам
Тренд феминизма уже давно используется в концентрациях различных бизнес-проектов. Женщины хотят чувствовать себя в безопасности, не быть сексуальным объектом и иметь право принимать решения, касательно своего тела (аборты, например), здоровья и выбора партнера.
Все больше кейсов, связанных с сексизмом, выносятся на обозрение общественности: от уголовной ответственности за фотосъемку под юбкой (апскертинг) до обвинения приложения Apple Card, что у женщин кредитный лимит ниже, чем у мужчин.
Один из успешных примеров использования этого тренда — приложение для знакомств «Bumble». В нем первой отправляет сообщения женщина. Если сравнивать популярность «Tinder» и «Bumble», то вторые лидируют на несколько позиций в рейтинге.
3. Использование роботов, дронов и искусственного интеллекта в бизнесе
Автоматизация бизнес-процессов теперь используются практически повсеместно. Например, «Amazon» запустил тестовую услугу — доставка товаров дронами или роботами.
Другие бренды тоже стараются адаптировать робототехнику под свой бизнес. В 2019 году был протестирован сельскохозяйственный дрон от «Калашникова».
Беспилотное такси активно тестируется на территории Иннополиса. Заказать его можно через Яндекс. Такси. В течение полутора лет сервис обещает ввести в эксплуатацию тысячу таких машин
Для производства будут внедрять новые технологии и разрабатываться нейронные сети, чтобы минимизировать человеческий фактор. Но в связи с роботизацией многие люди теряют работу, от чего и вспыхивают протесты. Например, митинги против трудовой политики McDonalds.
4. Цифровой медицинский анализ
Не будут отставать в популярности и цифровые приложения для анализа здоровья и маркетплейсы медицинских услуг. Например, Doc+, предлагающий пользователям не только услугу вызова врача на дом, но контроль медкарты пациента и чат-бот. В 2016 году проект получил 5.5 миллионов $ инвестиций от Яндекс, а в 2017 — 9 миллионов $ от Vostok New Ventures.
Еще один успешный пример использования искусственного интеллекта в медицине — система Botkin.AI. Нейронные сети способны обрабатывать изображения с целью диагностики онкозаболеваний. Были запущена пилотные проекты в четырех российских регионах. В 2019 году компания получила премию Digital Health Awards.
Google запустил сервис, который не только диагностирует не только здоровье, но и прокладывает путь до ближайшей больницы, напоминает о приеме лекарств и т.д. А Medical Brain может даже предсказать вероятность летального исхода.
5. Digital мода
После появления Shopping Tags в Instagram в 2020 году бренды одежды будут еще более активно использовать AR-технологии. Теперь клиентам не нужно посещать офлайн-магазины, чтобы примерить вещь, достаточно загрузить приложение.
Рассмотрим кейсы от Y-3 и Zolla:
1. Y-3 — тандем дизайнера Йодзи Ямамото и компании Adidas. Это первый бренд, проводившийся прямую трансляцию с показа в Instagram Live. Задача команды заключалась в том, чтобы каждый желающий смог посмотреть коллекцию 2018, не отвлекаясь от повседневных дел. Трансляция шла в высоком разрешении, а благодаря нескольким камерам, ракурс постоянно менялся. Это позволило пользователям рассмотреть коллекцию в деталях.
Показ летней коллекции 2018 прошел тоже в Instagram, но зрителям был показан разделенный пополам экран. Пользователи могли видеть общий план и крупный план обуви на модели одновременно. В итоге, первая трансляция получила 288 тысяч просмотров, а вторая — 2.5 миллионов.
2. В 2018 году Zolla показывал пользователям рекламу с учетом прогнозов погоды. Идея бренда заключалась в том, что температура за окном в России переменчива и не всегда люди одеваются по погоде
6. Звезды в играх
В 2020 году прогнозируется масштабный переход героев из кино и сериалов в игры. Один и тот же герой будет «доступен» аудитории в разных форматах.
Звезды будут все чаще принимать участие в съемках для видеоигр. Нейронные сети копируют движения людей для последующей адаптации под персонажей игр. Некоторых актеров будут специально омолаживать. Например, нашумевшая «Cyberpunk 2077» с Киану Ривзом, где он появится в качестве главного героя.
7. Ностальгия
Потребительские тренды на ностальгию успешно использовали в своей рекламной кампании Coca-Cola, вернув в продажу вкусы Vanilla и Cherry. К этому решению компания пришла после того, как заметили в соц.сетях посты о ванильных и вишневых вкусах напитках, знакомым многим потребителям из детства. Было принято решение выпустить лимитированную коллекцию без сахара. После запуска кампании в Instagram, охват постов превысил ожидания на 39%.
В 2018 году рынок ретроконсолей в России вырос на 45% за счет перевыпуска игр и приставок от SEGA, Xbox и PlayStation. Для одним пользователей восьмибитка — возможность окунуться в детство, для других — новый геймерский опыт.
В декабре 2019 году Instagram записал видеоролик с Силен Дион. В нем певица занимается виртуальным шопингом и, видя возвращение моды из 90-тых, вспоминает свои сценические образы в эти годы. На этой ностальгической волне, она покупает вещи модных брендов.
Кинематограф тоже внедряет этот тренд. Например, ремейк знаменитого диснеевского мультфильма «Король лев» заработал около 1,657 миллиарда $.
8. Re-use или осознанное потребление
Потребительские тренды 2020 будут связаны с «реюзом» или вторичным использованием вещей. Все больше брендов подключаются к этому эко-движению и выпускают коллекции с винтажной готовой одеждой. В 2019 эту тенденцию активно поддержали Asos, Levi’s, Nike (Grind), Fila и Авито.
9. Sharing Economy
Sharing Economy или совместное потребление, или c2c-маркеплейс, на самом деле, существует очень давно. Пример— библиотеки. В наше время это еще и AirBnb, каршеринг, коворкинг, поминутная аренда зонтов, аренда офисных рубашек и так далее.
«Мне не нужна дрель, мне нужна дырка в стене»
Шеринг позволяет закрывать потребности без привязки себя к чему-либо. По прогнозам в следующем году «шериться» будет не только транспорт и жилье, но и узкоспециализированное оборудование. Если вам интересен этот тренд, то вот интересная дискуссия насчет шеринга на площадке Inc.
10. Коммерциализация мемов и челледжей
Мы упоминали ранее в наших статьях, что мемы и стенд-апы — хорошие трансляторы инсайтов. В 2020 бренды будут продолжать работать над повышением уровня лояльности потребителей при помощи мемов.
Еще в прошлом году заметно уменьшилась тенденция сотрудничества с инфлюенсерами в пользу создания собственных вирусных мемов. Их постят не только в корпоративных аккаунтах, а создают отдельные, исключительно под них.
Бренды все активнее осваивают TikTok, например:
• Official Hashtag Challenge от Билайн. Пользователям предлагалось снять ролик о том, как зарядиться новогодним настроением в кругу семьи или друзей под трек Билайна, и опубликовать, используя хэштег #звонокивсёок. Победителей поздравляли лично самые популярные блогеры. Челлендж получил 923 миллионов просмотров.
• Челлендж от Авито #сдайсяменяйся. Пользователям предложили поделиться историям о том, как они смогли кардинально изменить свою жизнь, сменив сферу деятельности. Ролики были в формате сюжета под фирменный трек. Результатом стал рекорд в миллиард просмотров, а представители TikTok объявили, что челлендж стал самым масштабным в России.
Выводы
Инсайт-менеджмент и трендвотчинг — это новые маркетинговые инструменты, которые позволят качественно улучшить коммуникацию с вашей аудиторией и найти идеи для развития бизнеса.
Чтобы успешно находить потребительские тренды нужно постоянно следить за рынком технологий, просматривайте новинки кино и литературы, мониторьте о чем говорят трендсеттеры и просто ваши покупатели. В идеале, нужно нанять отдельного сотрудника для этих задач, что может быть затратно, поэтому успевайте хотя бы выделять немного времени для просмотра трендов и инсайтов потребителей. Или обратитесь за помощью к нам:)