6 вещей, которые необходимо контролировать при продвижении сайта
1. Позиции сайта
Регулярный мониторинг позиций продвигаемого сайта позволяет постфактум узнать о случившейся проблеме, найти ее и устранить. Принимая во внимание особенность работы поисковых систем, особенно Яндекс, понижение позиций может произойти из-за событий, произошедших на сайте 1-2 недели назад. Поэтому гораздо правильнее держать руку на пульсе и постоянно контролировать основные факторы, а мониторинг позиций и трафика использовать, как последнюю инстанцию для подтверждения того, что мы движемся в правильном направлении.
На скриншоте пример отчета по позициям из сервиса Топвизор, которым я пользуюсь для этих целей:
2. Изменения на сайте
Контролировать происходящее на сайте надо всегда, даже если доступ есть только у вас. Основные вещи это текст на продвигаемых страницах, title и мета-теги. Изменения на сайте могут произойти по разным причинам, например:
- вследствие обновления CMS (разработчик обновил Bitrix и слетело ваше кастомное решение, отвечающее за title и мета-теги на страницах товаров);
- взлома (взломали и натыкали внешние ссылки или рекламу);
- кривых рук маркетолога или владельца компании, который решил заменить текст на продвигаемой странице на более "удачный" и забыл известить вас об этом в нарушение договора;
- и т.д.
Из хороших решений, доступных широкой общественности для решения этой проблемы могу порекомендовать Радар.
3. Уникальность текстов
Конечно, неприятно, когда твой четко выверенный текст целиком копируют и размещают на другом сайте без ссылки на первоисточник, но это еще пол беды. Гораздо хуже, когда сайт конкурента, который утащил себе ваш текст, ранжируется выше. Проверить это можно по уникальным фрагментам текста, либо по основному запросу, по которому вы продвигаетесь.
Если сайт конкурента ранжируется выше, то с вероятность 99% вам придется переписать свой текст и позаботиться о его защите. О методиках защиты текста я писал в своем блоге тут.
Для проверки уникальности содержимого я использую сервис Content Watch и в особенности его API.
4. Исходящие ссылки
На коммерческом сайте вы вряд ли будете массово размещать внешние исходящие ссылки, но кто-то может сделать это за вас, например, веб-мастер или взломщик. Большая исходящая ссылочная масса, особенно не тематическая может негативно повлиять на продвижения сайта, а узнать об этом в ряде случаем будет крайне сложно, например, когда вне основной структуры сайта размещается скрипт каталога с ссылками или статьями и искусственно загоняется в индекс.
Для предотвращения подобной ситуации необходимо регулярно заглядывать в раздел Страницы в поиске Яндекс.Вебмастера и просматривать на предмет незнакомых вам страниц в индексе.
Внешние исходящие ссылки можно регулярно просматривать в Ahrefs (правда, с задержкой) либо сканировать в реальном времени при помощи программы Page Weight Desktop (только для Windows).
5. Веб-статистика
Регулярно необходимо просматривать отчеты Яндекс.Метрики или Google Analytics (смотря что нас интересует). Нас интересует общая динамика трафика с поисковых систем.
Если она отрицательная, то надо разбираться почему.Полезными будут отчеты по поисковым фразам (нет ли чего лишнего?) и показателям отказов (не превышает ли обычную норму).
Регулярный просмотр веб-аналитики также позволяет своевременно отловить аномальный трафик (из других стран, с длительной сессией и т.д.), который может быть вызван накруткой ПФ вашими конкурентами для загона сайта под фильтр. Об этом можно своевременно сообщить в поддержку Яндекс.Вебмастер (хотя помогает конечно не всегда).
6. Ошибки сервера
Полезно установить на своем хостинге скрипт для расшифровки серверных логов AWStats (либо любой более удобный для вас) и регулярно просматривать статистику. Узнаете о своем сайте много нового.
Рекомендую обратить внимание на кол-во и динамику ошибок 502 (Bad Gateway) и 504 (Gateway Timeout). Их обилие может косвенно указывать на то, что ваш хостинг уже не справляется и пора его менять или переходить на более дорогой тариф. Проблема также может быть в плохой оптимизации кода и т.д. Все это в конечном итоге отразится на доступности сайта, его индексации, скорости загрузки и конечно на ранжировании в поисковых системах.
А что еще контролируете вы? Буду рад дополнениям в комментариях.