Работа с коммерческим текстом. Пособие для некопирайтеров
Чтобы текст был информативным, грамотным и легким — нужен опыт и талант. Или хотя бы просто опыт. Причесать писанину без посторонней помощи помогут следующие советы и инструменты.
Этап редактирования №1. Семантика
Текст закончен, выпит весь кофе, скурены все сигареты. Нервозность спала (но еще не до конца). Написать черновик — это лишь 50% выполненной задачи. Теперь текст нужно довести до ума. Нет, только не говори мне, что ты можешь написать отличный текст с первого раза. Проходили, знаем. Будь ты хоть Эрнестом Хемингуэем (который, кстати, редактировал рукописи по многу раз), ты не можешь написать сразу хорошо и без ошибок. Итак, к делу.
Определить семантику твоего творения поможет сервис Istio. Здесь мы можем определить объем текста, его водность и тошноту, посмотреть повторы и весь словарик используемых слов. Так сказать, разобрать текст с точки зрения лингвистики и формы. На этом этапе мы проводим тексту аудиенцию и выводим его "на чистую воду". Без этого никак. Кстати, в этом абзаце 63 слова, тошнота около 2.64, а водность 46%. Можешь проверить.
Этап редактирования №2. Информационный стиль
Хорошо. Первые выводы сделаны, черновик стал чуточку лучше, но это не предел. Для того чтобы текст стал простым, легким и честным — нужно использовать сервис Главред. Инструмент поможет освободиться от оков жаргонизмов, шаблонизмов и других -измов. Разобрать стиль текста, его подводные течения и истоки. Просто вставляете свое детище в форму и видите, насколько дело плохо. За этот абзац Главред поставил мне 6.3 балла. Стремитесь хотя бы к шестерке. Это уже неплохой результат.
Этап редактирования №3. Корректура
Кажется, что черновик вот-вот превратится в чистовик, но радоваться рано. Остается поправить опечатки, орфографию, пунктуацию и прочие технические ошибки. Ведь от одной лишней запятой может зависеть буквально все ("казнить нельзя помиловать"). Для этих целей используем Орфограммку. Что именно она проверяет? Типографику, орфоэпию, знаки препинания и прочие мелочи, которые придадут тексту осознанности. Это один из самых важных этапов редактирования в коммерческих текстах — так что будь внимательнее. В этом абзаце Орфограммка не нашла явных ошибок. Это радует.
Послесловие
Три этапа, около получаса редактуры и текст готов. Не забывай про форматирование текста (абзацы, списки, заголовки) и правило предотправки. Прежде чем отправить текст в печать, на почту или куда-то еще — прочитай текст в последний раз, возможно, ты еще успеешь найти пару косяков. И на этом все. Хороших тебе текстов, милый друг. И удачи!
*
Другие мои руководства:
FAQ по созданию продающего сообщества ВКонтакте
Маркетинговый аудит сайта. Схема проверки
*
Не хотите заниматься текстами сами? Заказать грамотный авторский копирайтинг можно здесь.