Главное Авторские колонки Вакансии Образование
arrow-right Created with Sketch. Максим Лунин 10 018 14 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Нейминг. Краткое руководство

Расскажу, как правильно разрабатывать названия для проектов. Делать это быстро, просто и креативно.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

В каждом проекте важное место отводится брендингу — созданию образа проекта. Перед тем как корабль поплывет, нужно придумать название [нейминг], нужно выбрать правильный курс [позиционирование] и нужны знаки отличия [фирменный стиль], чтобы он не заплутал в океане среди тысячи других судов.

И сегодня я расскажу, как разработать достойное название в полевых условиях без привлечения агентств и фрилансеров. Процесс разработки названия проходит в четыре этапа. Руководство сгодится для любой нейминг-задачи, будь то разработка слогана, названия новой торговой марки или домена. Итак, этот таинственный нейминг...

Этап I. Подготовка

Чтобы придумать удачное название не нужно ходить к гадалке, выть на луну или глотать обезболивающие, достаточно задать себе несколько правильных вопросов...

1. Какому проекту требуется название? Какая конкретно стоит задача? [Тернистый путь к четкому ТЗ для самого себя начинается с начала];

2. Что мы хотим выделить в первую очередь? [Нужно же от чего-то отталкиваться];

3. Кто наша целевая аудитория? [Подход, в первую очередь, подход];

4. Как подать? [См. пункт №3];

5. Кто наши конкуренты? [Многое придумано, можно найти ориентир и выстрелить];

6. Язык [Шпрехен зи доитч? А какого, извините, фига?];

7. Буквы, слоги, длина [Базовые метрики до непосредственной генерации идей];

8. Стиль [Догадался? См. пункт №3. Потому что все сводится к продажам. А продажи — это люди. А людям нужно понравиться. Поэтому третий пункт, как ни парадоксально, самый важный];

8. Особенности [Оригинальность наше все, только опять-таки см. пункт №3];

9. Дополнительный креатив [Что еще, кроме названия, нам сейчас нужно? Если слоган — снова пробегаем по вопросам и записываем ответы в другую колонку. С доменом проще — проверка проходит уже после генерации названия. Само позиционирование должно строиться вокруг вопросов, касающихся целевой аудитории. Как правило, с этим проблем не бывает];

После того как информация собрана и принята к сведению, можно приступать к следующему, самому сложному и интересному этапу.

Этап II. Генерация идей

Вот несколько простых и эффективных способов творить и генерировать.

1. Сочетать несочетаемое [Интернет-магазин Контрабас и гобелен];

2. Соединять слова [Aviasales, Oktogo и прочие];

3. Дробить и коверкать слова [Houzz и все то, что нам нравится исключительно в написании и звучании];

4. Создавать неологизмы [История Google началась с нелепого слова, родившегося в голове гения. Это история о самом невероятном нейминге на планете, потому что название здесь в самом начале не играло, вообще, никакой роли, это был лишь веселенький набор букв];

5. Копаться в истории, мифологии, географии [Архыз, Panteon — все так и рождается];

6. Играть в ассоциации [Стол-дерево-кора-жук-пятна-краска-художники-Дали-Пикассо-Picasa];

Как правило, для всплеска идей и высвобождения внутреннего творца шести способов достаточно. Но если дело не двинулось. Есть кое-что еще.

7. Вообразить ваше название в виде дома, геометрической фигуры, цвета, супергероя [Простой способ визуализировать каждую идею];

Если и это не помогает. Тогда есть последний вариант.

8. Представить диких и лютых индейцев из далекой страны [Мычать, охать и ахать, кричать, петь, проявлять сумятицу в речах, кривляться, слушать звуки и ловить удачные сочетания — не поверите, куда вас это приведет. Осторожно, не следует делать этого в офисе, дабы не загреметь сами знаете куда! Если не сработает — хотя бы развлечетесь];

Несколько полезных сервисов в помощь:

Матрица идей от Студии Артемия Лебедева: https://www.artlebedev.ru/tools/matrix/

Словарь ассоциаций: http://slovesa.ru

Этап III. Проверка

Худо-бедно мы наскребли пару-тройку удачных названий, самое время проверить их на занятость.

* В первую очередь стоит провести банальную проверку от Google. Как правило, тут отпадает 50% удачных названий. Если в топе запросов по вашему названию пусто — переходим к профессиональным проверкам.

* Если мы собираемся регистрировать торговую марку, название проверяем здесь и здесь.

* Если хотим убедиться в том, что название юридического лица свободно по базе налоговой, проверяем тут.

* Проверить [и при необходимости сразу же зарегистрировать] домен можно на этом сайте. Внимание! Перед регистрацией домена важно проверить его возраст и склейку, чтобы убедиться, что он новый и с ним можно работать.

Этап IV. Регистрация авторских прав

Как только самое живучее название прошло все проверки, оно отлежалось на солнышке больше одного дня, и вы остались уверены в нем на 100% [а иначе вам придется пройти все этапы еще раз, с более честными и серьезными ответами], переходим к регистрации прав на название.

Делается это быстро и вам даже необязательно в этом участвовать. Чтобы зарегистрировать права на название, можно (считай нужно) воспользоваться сервисом Онлайн Патент. Так будет проще и безопаснее (не придется переписывать заявки по несколько раз). Либо вы можете обратиться в Роспатент сами, этот вариант для упрямых и настойчивых. Как вариант, есть система CopyTrust.

*

Другие мои руководства:

FAQ по созданию продающего сообщества ВКонтакте

Маркетинговый аудит сайта. Схема проверки

Работа с коммерческим текстом. Пособие для некопирайтеров

*

Не хотите заниматься неймингом сами? Заказать разработку названия или слогана можно здесь.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем