5 уроков самых успешных краудфандинговых кампаний
Мы видели много аутсайдеров, которые за сутки становились сенсацией благодаря людям. Общество застопорилось на сценариях о том, как искренний талант поднимается благодаря нежданной помощи со стороны поклонников. Мы говорим не только про участников Голоса или, простигосподи, Дома-2, но и про краудфандинг – воплощение Американской Мечты 2.0.
Как бы то ни было не каждый одарённый, усердный и заслуживающий внимания предприниматель добивается цели. Большинство из них проваливается. Простой расчёт показывает, что на Kickstarter 59,8% проектов безуспешны. Также можно узнать, что 12% проектов не получили ни одного взноса. Цифра, конечно, немного удручающая, но не неожиданная.
На сегодняшнем рынке, переполненном креативами и стартапами, талантливый предприниматель и хороший продукт – далеко не всё, что нужно для успеха. Лучшие кампании потому и лучшие, что им не просто везёт, они искусно добиваются своего успеха.
Coolest Cooler
- Цель: $50 000
- Собрано: $13 285 226
- Кампания закончилась: 14.08.2014
- Продолжительность кампании: 52 дня
- Количество донаторов: 62 642
- Платформа: Kickstarter
Райна Греппер сказал истинную правду, Coolest Cooler (англ. самый крутой кулер) полностью соответствует названию. Если вы не слышали про его кулер, значит вы подключили интернет только вчера. Или просто не любите ничего весёлого. Совсем.
Coolest – портативный 60-квартовый (примерно 56,7811768 литра) кулер со встроенным блендером для льда, колонкой и USB зарядкой, заработавший $13 285 226 на Kickstarter. Это не самая большая сумма, заработанная на краудфандинге вообще, но для одной платформы это абсолютный рекорд.
Урок №1: Попробуйте ещё раз
Интересно, что это не дебют Coolest. 26 декабря 2013 года завершилась первая кампания Греппера с целью в $125 000. В итоге сумма доната едва превысила $100 000. Так как он не смог достигнуть установленной цели, денег он не получил. И ему пришлось всё начинать сначала. Или не сначала?
Урок №2: Попросите поддержки
Не смотря на то, что первая сумма не была собрана, Греппер приобрёл первых сторонников и маленький культ кулера. Не отказавшись от идеи изобретения, Греппер привлёк своих донаторов на сайт продукта.
В блоге он скрупулёзно вёл отчёт о всех трудностях разработки, с которыми сталкивался, а также обозначил ожидаемое время релиза. Кроме того, он сделал то, что спасло его вторую кампанию – попросил о помощи. Озвучив намерение попытать счастья на Kickstarter во второй раз, он привлёк своё сообщество на помощь.
Он понизил цель до $50 000, сменил дизайн продукта, снял более профессиональное видео (где ещё больший акцент был сделан на детях и семье, а не на кулере) и заработал $6 500 000 за первые 20% кампании. Этот резкий старт был напрямую связан с первыми донаторами кулера, которые приняли просьбу Греппера и поддержали его в критически важные первые часы.
8 месяцев спустя после своего дебюта Coolest стал первым краудфандинговым проектом, собравшим такую сумму на одной платформе.
Pebble
- Цель: $100 000
- Собрано: $ 10 266 845
- Кампания закончилась: 18.05.2012
- Продолжительность кампании: 37 дней
- Количество донаторов: 68 929
- Платформа: Kickstarter
Pebble Smartwatch построил свой успех на ориентировании на iOS платформу, взяв проверенные технологии Blackberry inPulse Smartwatch и усовершенствовав их. Часы могут похвастаться e-paper дисплеем, встроенным трекером, получением сообщений, звонков и оповещений с телефона.
Урок №3: Не завышайте цель
В первые 2 часа кампании Pebble набрал необходимые $100 000 и пробил отметку в $1 000 000 ещё через 26 часов. За 28 (75% от времени кампании) Pebble заработал уже $10 000 000. На тридцатый день финансовый поток начал иссякать, и сумма осталась практически неизменной на конец кампании.
У Pebble была отличная база последователей, которые обеспечили достижение цели быстрее, чем вы посмотрели бы Титаник. Почему же донат продолжал неуклонно расти целый месяц?
Сказать по правде, в этом есть свой парадокс: люди любят поддерживать победителей среди аутсайдеров. Успех рождает успех, а быстрое достижение цели – лучший способ вызвать доверие к вашей новинке, стать выбором редакции на главной странице и получить больше медийного интереса. Основатель Pebble, заработав $400 000 за inPulse smartwatch, знал, что может попросить и больше, но не стал.
Установить достижимую цель, особенно на платформах в формате всё или ничего, – это очень важно. Canonical, выставивший к сбору, шутка ли, 32 миллиона, на отправку в печать смартфона Ubuntu Edge и заработавший всего 13 – это, разумеется, оглушительный провал из-за жадности.
Урок №4: Всем печеньки
Также не забудьте поощрять ваших донаторов. Поощрение может зависеть от суммы доната, как и сделали разработчики Pebble. Каждый донатор получил что-то, начиная от возможности купить продукт за скромные $99 для первых двухсот (по $115 для последующих). Поощрение самых щедрых донаторов поможет повысить среднюю сумму доната (или приобрести нескольких толстосумов, что равноценно). Pebble предложила специальные модели для раскошелившихся, а также возможность взять оптом 100 часов за $10 000.
Не так интересно, как у Coolest, зато у каждого донатора было что-то взамен. Везде должна быть своя награда. Как думаете, кто-нибудь пошёл бы работать учителем без гарантированных длинных летних каникул?
Вот именно.
OUYA
- Цель: $950 000
- Собрано: $ 8 596 474
- Кампания закончилась: 09.08.2012
- Продолжительность кампании: 30 дня
- Количество донаторов: 63 416
- Платформа: Kickstarter
OUYA – ТВ-приставка на Андроиде, заработала внушительные $8 500 000. Это третий результат в истории Kickstarter.
Консоль привлекла донаторов открытостью для разработчиков, невысокой ценой и возможностью бесплатных игр. Эти приятные мелочи были встречены пиком в сумме доната на последних 5% кампании.
Как они это сделали? Как сказал бы PSY, всё дело в видео.
Урок №5: Снимите хорошие видео, нет, отличное видео
Хотя OUYA и не может потягаться с въевшимся в подкорку мозга Каннам сытхаиль, видео их кампании было прекрасно. В нём были ответы на все вопросы, обозначены цели и представлены ключевые разработчики.
Если верить Kickstarter, проекты с видео добиваются целей в 5 из 10 случаев. Другими словами, крепко скроенный ролик серьёзно повышает шансы. И помните, что в видео вы не только можете показать технические наработки, но и рассказать вдохновляющую историю, изобразить нечто красивое. Пошутить, наконец! Старайтесь сделать всё, чтобы видео расшарили.
Забавая статистика: видео OUYA длится 3:00, у Pebble – 2:41, а у Coolest – 3:36. Возможно, трёхминутные ролики – лучший выбор.
Повторение
Если вы плохо вчитывались в наш курс, то повторим суть: успешные кампании на Kickstarter никогда не случайны. Если это не картофельный салат.
Пришло время повторить наши уроки:
- Не сдавайтесь. Если вы действительно намерены создать что-то новое, то первый провал вас точно не остановит. С другой стороны, второй должен заставить вас призадуматься.
- Удачное время – половина дела. Хороша ложка к обеду, а кулер - к лету, поэтому запускать Coolest в середине зимы – откровенно дурацкая идея. Свяжите продукт с сезоном или другими событиями.
- Попросите своих последователей о помощи. Вебсайт, соцсети – всё это вам нужно для того, чтобы собрать людей. Когда вы будете готовы, они станут вашими ключевыми игроками.
- Не жадничайте. Когда вы достигнете своей цели (и если сделаете это быстро), вокруг вас будет ореол успеха.
- Дарите подарки. Грамотно составленные предложения для лучших донаторов укрепят ваш успех.
- Снимите видео. Много информации, но не усыпите смотрящего.
Удачи в ваших будущих проектах!