Главное Авторские колонки Вакансии Образование
1 510 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Руководитель и/или лидер? Эффект этой должности на коллектив

Высшая точка успешной карьеры — это должность руководителя. Этот стереотип сидит у нас в голове с детства. Однако лидер не равно руководитель.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Хороший руководитель может справляться с административной частью работы, но не уметь выстраивать отношения с подчиненными. А прирожденный лидер может оставаться таковым только в кругу друзей.

В чем глобальная разница между этими двумя понятиями?

  1. Руководитель управляет, лидер изменяет и совершенствует
  2. Руководитель поддерживает, лидер развивает
  3. Руководитель фокусируется на системах и структуре, лидер фокусируется на людях
  4. Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие
  5. Замысел руководителя краткосрочный, у лидера далекие перспективы
  6. Руководитель спрашивает, каким образом и когда, лидер спрашивает, что и почему

Хорошо, если руководство и лидерство идут рука об руку. Однако не всегда эти качества могут совмещаться в одном человеке. Но ясно точно — лидер в команде должен быть обязательно! Что происходит в коллективе? Насколько здоровая атмосфера в нем? Что делать, когда грядут большие перемены? Кто их отстоит внутри коллектива? Кто обеспечит спокойный переход на новые правила? Это только малая часть вопросов и задач, которые ложатся на плечи лидеру.

Важно не просто управлять компанией, а дать каждому сотруднику почувствовать свою значимость и роль в ее изменениях.

Есть несколько вариантов решения этой проблемы:

1. Руководитель сам является лидером

2. Воспитывают лидера среди сотрудников

3. Лидером выбирают HR, который регулирует отношения в коллективе

Каждая компания подбирает вариант, удобный именно для нее. Но стоит понимать, что у каждого из них есть свои плюсы и минусы.

Руководитель лидер

Руководство — формальная характеристика, относящаяся к должности. Лидерство по сути — неформальный и социальный феномен. Человек, который совмещает в себе эти два разных качества, должен быть внимательным, знающим каждого сотрудника лично, его сильные и слабые стороны. Понимать, уметь мотивировать и поддерживать в сложной ситуации, помогать избежать выгорания.

Разница Руководителя и Лидера

Бизнес — это люди, выполняющие свои задачи. И любому из них хочется получать поддержку, похвалу и подтверждение своей значимости, особенно от того, кто имеет над ними власть. Такое отношение стимулирует не только благоприятную атмосферу в коллективе, но и устойчивые доверительные отношения, приводящие к хорошим рабочим результатам.

Такой руководитель, заряжает своим примером. Он активен, позитивен, интересен, как собеседник, постоянно генерирует идеи, привлекает клиентов с огромными контрактами. Одним словом — везде первый! Всегда на виду и с коллективом, мотивирует своим примером эффективного выполнения задач.

Плюсы: Руководитель лидер пользуется большим уважением подчинённых. С него берут пример. А в случае форс-мажоров, он всегда может рассчитывать на помощь коллег.

Минусы: Большая занятость. Совмещение в себе решений основных задач руководителя и выстраивание взаимоотношений с клиентами и коллегами приводит к перегрузкам и выгоранию. В итоге какой-то их пунктов будет страдать.

Также стоимость часа работы такого руководителя будет обходиться компании довольно дорого. Расточительно выстраивать взаимоотношения в компании руками топ-менеджера.

Воспитать лидера среди сотрудников.

Хороший руководитель — это тот, который умеет делегировать. Переложить на кого-то роль лидера очень важный и сложный этап. Нужно знать все возможности, качества и характеристики каждого из сотрудников. Выяснить, кто из них пользуется большим уважением коллег. И найдя такого, сделать его своим доверенным лицом и готовить к регулированию климата в коллективе.

Плюсы: У руководителя освободится масса времени для построения и реализации стратегии развития компании. Это, однозначно, принесет пользу всем.

Минусы: Не всегда взгляды руководителя и лидера из числа сотрудников совпадают. Если они будут разниться в каких-то принципиальных вопросах, то такой лидер может увести команду не туда. Важно понимать, что лидерство на добровольных началах не контролируется руководителем. Принесет это пользу или вред компании зависит от того, насколько лидер уважает руководителя, его взгляды и ведение работы команды.

Отдать лидерство в руки HR.

Почему именно HR-у выпадает такая привилегия? Руководитель отдела кадров должен знать о сотрудниках больше других — их сильные стороны, способности и возможности. А используя в работе периодические опросы, глубина его знаний увеличивается.

Плюсы: У руководителя появляется полная картина лояльности и удовлетворенности сотрудников, понимание, кто из них настроен серьезно, а кто присматривает новое место работы. Эти данные дают возможность повлиять на решение и предпринять при необходимости определенные меры.

Минусы: Достойного HR-а, который будет этим всем заниматься, найти не так просто. Да и денег он будет стоить намного больше, чем обычный менеджер по подбору персонала.

Принятие решений является важным фактором для сплочения коллектива. От того кто и как их принимает, зависит рабочий процесс и настрой сотрудников.

1. Многие руководители, по старинке, принимают все решения самостоятельно, единолично, без привлечения руководителей отделов, и, уж тем более, рядовых сотрудников.

Плюсы: Скорость принятия решения и отсутствие каких-либо возражений.

Минусы: Некоторые решения могут вызвать недовольство подчиненных, и повлечь за собой саботаж их реализации. Также это ненужная трата времени, которая приведет к чрезмерному расточительству и переутомлению. Стоит разделять задачи по значимости и делегировать те, которые может выполнить кто-то другой.

2. Принятие решений является обязанностью руководителей отделов.

Плюсы: Близость руководителей отделов к специалистам. Знание тонкостей работы своего отдела и особенностей сотрудников, позволяют им лучше донести принятие того или иного решения коллективу, и ненавязчиво проконтролировать его исполнение.

Минусы: Идеальных решений не будет, какие-то могут не устроить руководителя, а некоторые пойдут тяжело «в народ». Тут всё зависит от уровня уважения и лояльности подчиненных и руководителя друг к другу.

3. Коллективное принятие решений — фасилитация.

Смысл этого метода в том, что варианты решения проблемы предлагаются командой. Затем каждый из оппонентов аргументирует и отстаивает свой вариант. Коллективно взвешиваются все «за» и «против», и проводится голосование за оставшиеся варианты, которые не отбросили в ходе обсуждения. При этом принимается только тот вариант решения, который в голосовании получил «за» или «нейтрально». Если хоть один член команды высказался «против», нужно выяснить причину отказа. Если не удается его переубедить, то такой вариант решения отвергается.

Плюсы: Когда команда принимает решение таким способом, вероятность саботажа мала. Каждый участвующий ответственен за выполнение своей доли обязательств по этому вопросу.

Минусы: Подходит не для всех типов решений. Ну и команда должна быть «взрослая», с осознанием своей степени ответственности.

Руководство и лидерство — те области человеческой деятельности, к которым склонны и готовы далеко не все. Есть люди, которым такая активность может причинять больше дискомфорта, чем удовлетворения от самореализации. Распределяя роли руководителя и лидера, стоит опираться на выгоды для компании в целом и каждого сотрудника коллектива в частности.

Более подробно разберем эту и другие важные темы 02 августа в 11:00 на вебинаре: «Как при любой ситуации сохранить уважение сотрудников и доверие клиентов». Приглашенные спикеры и команда TW company поделятся опытом и знаниями в этой области.

Регистрируйтесь по ссылке и присоединяйтесь к нам, будет полезно!

https://b24-59u2fp.bitrix24.site/preview/e59b49c6c33e448e9a41d4dfde923209/?ts=1656597772

Ответьте на несколько вопросов о роли лидера в коллективе. Опрос займет 3 минуты. Нам важно ваше мнение. Пройти ОПРОС.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем