Кто смотрит онлайн-курсы в России?
На днях число слушателей онлайн-курсов Универсариума достигло 300 000 (помимо 45 000, которые учатся с помощью мобильного приложения). Примерно тогда же проекту исполнился первый год — 20 января 2014 года мы запустили на сайте первый онлайн-курс. Сегодня их уже более 60, а если бы кто-то из вас захотел бы посмотреть полностью все видеолекции Универсариума, ему бы потребовалось 50 суток.
За этот год мы вместе с вузами сделали курсы на самые разные темы — по основам бизнеса, предпринимательству и антикризисному управлению, истории театра, кибернетике, химии, русскому языку, финансовой грамотности, философии и робототехнике.
Сегодня мы хотим поделиться некоторыми цифрами нашего проекта и рассказать на своем примере, кто смотрит массовые интерактивные онлайн-курсы (MOOC, massive open online courses) в России, которые популярны сейчас во всём мире.
Возраст слушателей
Средний возраст слушателя онлайн-курсов — 27 лет, или в более широком диапазоне — 24-34 года. Другими словами, курсы интересны прежде всего поствузовской аудитории, которая хочет получать дополнительные навыки по профессии или интересным для себя темам. Студенты заинтересованы в обучении меньше — из-за нагрузки в вузе или по другим причинам, как, например, низкая мотивация в дополнительном образовании.
География слушателей
Русскоязычные курсы смотрят из 35 стран. Порядка 80 % слушателей — это Россия, остальные — наши соотечественники за рубежом и русскоговорящие граждане других стран.
Устройства
Люди, которые обучаются на интерактивных онлайн-курсах, — достаточно мобильные. 15 % всех просмотров курсов приходится на мобильное приложение, где, в отличие от браузерной версии, реализована возможность скачивать лекции. К цифре 15 % можно относиться по-разному, мы считаем, что это достаточно много, учитывая, что приложение существует пока только для iOS.
Какие курсы популярны у слушателей?
Тут будем откровенны — если бы знали наверняка, что именно слушателям будет интересно, а что нет, у нас бы не появлялось непопулярных курсов. Кроме того, надо отдавать себе отчет в том, что помимо предмета курса важную роль играет сам лектор — его харизма, умение не просто читать лекцию, а работать на камеру, постоянно удерживать внимание слушателей, которых рядом с ним нет. И конечно, успех курса невозможен без информационного сопровождения — сумели ли мы хорошо рассказать о курсе (в прессе, блогах, на своих страницах в соцсетях) или нет.
Исходя из всего вышеперечисленного, в разное время у нас становились популярными разные курсы, где срабатывало что-то одно или все факторы сразу. Самым популярным за всё время стал курс по финансовой грамотности Инвестиции в будущее от РЭУ им. Плеханова и Сбербанка. Эта тема, по сути, универсальна и касается всех.
Много людей (больше 10 тысяч) учились на курсе известного Андрея Михайловича Райгородского — Графы и комбинаторика. Несмотря на узкую, очень специализированную тему, курс уже шёл дважды на Универсариуме, и сейчас снова идет набор на перезапуск. Также более 20 000 слушателей учились на курсе Поиск и выбор бизнес-идеи , который вели Юрий Митин и Михаил Хомич — известные серийные предприниматели, основатели бизнес-инкубатора МГУ.
Эти знания помогают нам вместе с вузами разрабатывать новые курсы и идти в те ниши, где мы будем востребованы. И конечно, мы продолжаем экспериментировать — например, в этом году мы разработали больше 10 онлайн-курсов для школьников и абитуриентов по основам профессии. Об этом расскажем в других публикациях.