Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
106 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

История возникновения медитации

Говоря о практике медитации, стоит разделить её на понятия светской и религиозной, а также западного и восточного понимания.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Впервые медитация упоминается в ранних Упанишадах (II-I тысячелетия до н.э.) как дхьяна — мысленное созерцание, сосредоточение на объекте для устранения колебаний сознания и достижения самадхи. В китайском буддизме термин дхьяна преобразовался в «чань» («чань-на»), в японском — «дзен», корейском — «сон», вьетнамском — «тхиен». В Палийском каноне (I в. до н.э.) говорится о буддийской медитации как пути к освобождению. В 653 году в Японии был открыт первый зал для медитаций, а около 1227 года Догэн, основатель японской школы Сото, написал инструкцию к дзадзен (японская медитативная практика в дзен-буддизме).

В восточной традиции практика глубокой сосредоточенности и, как следствие, устранения колебаний ума имела целью возвращение к «заводским настройкам» своей сущности, очищение от кармических зёрен — клеш, васан, омрачений, и в итоге — открытие в себе источника Абсолюта и его соединение с Вселенским Парабрахманом. До сих пор практика медитаций в восточном мире узко специализирована: только просветление и освобождение от океана страданий сансары, только хардкор! Управление стрессом и нормализация давления здесь идут как бонусы.

В западном мире также с древних времен были знакомы с практиками сосредоточенности. В Ветхом Завете есть понятие «хага» — вздыхать, шептать, размышлять, умственно созерцать. При переводе Торы на греческий слово «хага» трансформировалось в melete. А в латинской Библии оно уже звучит как meditatio. И вот в XII веке картезианский монах Гиго II впервые называет meditatio стадией перехода от чтения Библии к созерцанию и любовному уважению к Богу. В VI веке среди монахов-бенедиктинцев были приняты божественные чтения, Lectio Divina — сосредоточенное чтение Библии.

К практике медитации можно также отнести зикр (памятование имен Аллаха) и муракаба (самонаблюдение) в исламском суфизме. В восточном христианстве наиболее похожа практика исихазма — повторение Иисусовой молитвы.

Для верующего человека западной традиции метод медитации с самого начала был способом глубже проникнуть в суть священных писаний и приблизиться к Богу. Это не практика очищения или совершенствования для раскрытия природы ума, и уж точно не индивидуальная практика. Это признание несовершенства своей личности и приближение её к Божественному.

С развитием технического прогресса и естественно-научных знаний начинается постепенная секуляризация западного общества. Меняется видение места человека в мировом порядке, возрастает значимость личности и индивидуального развития. Вместе с тем в XVIII-XIX веках расцветает мистицизм и спиритизм. Несколько подуставшие от греко-латинской философии духовные искатели обращают свой взор на Восток. Изучение буддизма становится развлечением европейских интеллектуалов. К тому же, начиная с XVIII века активно переводятся санскритские тексты. Деятельность Теософского общества подогревает интерес к «мистическим» восточным практикам. С Фрейда и Юнга медитацию начали изучать психологи.

Продолжение статьи

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем