Процесс брендинга и разработка айдентики: наводим порядок
Бренд и брендинг
Уверены, что можете дать четкое определение понятия «бренд» и уверенно рассказать о его разработке? Начнем с азов.
Что такое бренд?
Не нужно сравнивать бренд с ТМ. Это более объемное понятие. По сути, бренд становится оболочкой торговой марки. Это комплекс представлений о продукте/услуге в сознании человека.
Что такое брендинг?
Брендинг — процесс формирования представлений о продукте/услуге в сознании человека. Он одновременно проходит в творческой и описательной сферах, то есть затрагивает инструментарий дизайна и маркетинга.
Что такое позиционирование бренда?
Позиционирование бренда – это ниша, которую бренд занимает в сознании потребителя. Оно включает:
- Акцент на преимуществах товара или услуги;
- Миссию (роль, которую бренд отводит для себя в обществе);
- Ценности;
- Характер (внешние характеристики бренда);
- Перспективу развития.
Какими инструментами пользуется брендинг?
Брендинг работает с:
- Образом. Каждый символ должен быть облачен в некий контекст, раскрывающий его суть.
- Эмоциями. Они очеловечивают бренд, делают его живым в сознании потребителя и помогают выстроить уверенные связи с аудиторией.
- Ассоциациями. Взаимосвязи между образами делают восприятие кампании простой для восприятия и запоминающейся.
- Вариативностью. Чаще всего целевая аудитория бренда состоит из нескольких групп. Для каждой из них нужен индивидуальный месседж.
Этапы брендинга:
- Бизнес. Начать стоит с работы над товаром или услугой, то есть самим предложением. На этом этапе нужно состыковать виденье главы бизнеса и исполнителей проекта.
- Исследование. Следующая стадия работы – внедрение в бизнес клиента. Здесь нужно провести коммерческий анализ конкурентных товаров/услуг, брендов, рынка и трендов. На этом же этапе нужно определиться с целевой аудиторией и разбить ее на сегменты.
- Стратегия. Строится на гипотезах и инсайтах, платформе бренда, выбранной метафоре и архитектуре.
- Вербальная идентификация. Включает бренд-нейм, бренд-лайн, слоган и стиль коммуникации.
- Визуальная идентификация. Это общая дизайн-концепция и айдентика бренда.
- Внедрение. Адаптация дизайн- и маркетинговых решений, а также авторский надзор над воплощением.
Брендинг и айдентика
Айдентика или фирменный стиль – это одна из составляющих бренда, разработка айдентики – один из этапов брендинга.
Что такое айдентика?
Айдентика, corporate ID, brand ID – это одно и то же. Под айдентикой подразумевается визуальный стиль бренда, который отражается и в логотипе, и в фирменных бланках, и в оформлении офиса. Она регулирует и шрифты, и цвета, и формы, которые могут использоваться.
Почему айдентика – это не только логотип?
Есть заблуждение, что главное при создании бренда – это разработка логотипа. Иногда процесс брендинга и вовсе заключается в разработке лого и (в лучшем случае) бренд-нейм.На самом деле, разработка фирменного стиля должна охватывать каждую визуальную составляющую вашей коммуникации с окружающим миром. Это необходимо:
- для повышения узнаваемости продукта и бренда. Чем целостнее и грамотнее выстроен стиль, тем больше вероятность обойти конкурентов;
- для упрощения рекламных кампаний. Визуальный стиль уже готов – остается добавить креатив.
Что учесть при разработке айдентики?
- Определите основные требования. Владелец бизнеса и исполнители должны хорошо понимать друг друга.
- Составьте бриф. При создании фирменного стиля игнорировать этот пункт нельзя. У дизайнеров будут задокументированные и четкие требования к задаче. У владельца появится комплексное видение айдентики его бренда.
- Займитесь исследованием. Включите в список анализа и конкурентные фирменные стили, и те, которые вдохновляют.
- Не уделяйте больше всего времени логотипу. Вспомните рекламные кампании Beeline. Если убрать из них логотип, вполне ясно, к какому бренду относится материал.
- Сделайте акцент на особенностях бренда. Подчеркните то, что сможет отстроить компанию от конкурентных ей.
- Обращайтесь к целевой аудитории. Сделайте бренд живым и близким по духу к его клиентам.
На какие образцы айдентики стоит ориентироваться?
Как это делали мы?
У компании Univest возникла проблема. Клиенты не совсем ориентировались в структуре подразделений, а это мешало работе холдинга и продвижению бренда. Отсутствие единого визуального стиля, четкого позиционирования, маркетинговой стратегии… Нужен ребрендинг.
Univest Creative приняли простое решение — существующий стиль холдинга нужно упростить и модернизировать. Теперь:
- Айдентика стала минималистичной и обрела единую графическую схему;
- Стиль основан на заглавной букве «U», которая стала более динамичной благодаря срезанным деталям;
Фирменные цвета остались прежними, они снова громко говорят о бренде на рынке.
В разделе «Проекты» на нашем сайте можно подробно рассмотреть брендбук Univest.