Главное Авторские колонки Вакансии Образование
arrow-right Created with Sketch. Anton Oleynik 1 764 1 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Критический UX анализ экрана блокировки iOS 10

​iOS говорит: “Окей, ясность, мы больше не будем дружить.”Экран блокировки iOS был очень прямолинейным на протяжении долгих лет с момента появления в 2007 году, но сейчас его использование стало не очевидным. Этому есть несколько причин.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Прежде, чем мы продолжим, хочу рассказать о темах этого поста:

  • Я не преследую цель в избиении богов дизайна в Apple, так как я не в курсе ограничений, размышлений и дизайн решений, принятых этой командой. Другими словами, мы будем анализировать дизайн, а не дизайнеров или дизайн команду.
  • Экран блокировки показался мне странным, и я захотел разобраться, почему.
  • Это хороший способ понять, как продукты приобретают больше функций или целей и тем самым усложняют разработку - следовательно снижают очевидность понимания интерфейса.

Новый экран блокировки

Этот пост не только о механизме “Нажать для разблокировки” (об этом уже много написано), но также о том, как вы взаимодействуете с ним и совершаете навигацию при помощи недавних уведомлений, виджетов и других элементов экрана блокировки.

Смерть от тысячи свайпов

Взгляните на это:

Слева: iOS 10 и множественные способы свайпа. Справа: простой экран блокировки в iOS

Экран блокировки на iOS 10 имеет небольшие ячейки с закругленными углами, которые отображают ваши последние не просмотренные уведомления.

  1. Свайп вправо на уведомлении для разблокировки iPhone и просмотр приложения, которое вызвало это уведомление (по аналогии с предыдущими версиями iOS).
  2. Свайп влево на уведомлении для просмотра опций уведомления (“Просмотреть” и “Очистить”).
  3. Свайп вправо на пустом месте для прокрутки виджетов.
  4. Свайп влево на пустом месте для открытия камеры.
  5. Свайп вправо на включенной камере для переключения на режим видео :-(

Все это приводит к тому, что пользователь должен обладать определенным опытом для решения простой задачи по переходу к экрану виджетов. Вот один из нечастых сценариев:

Если целью пользователя является получение доступа к виджетам из экрана блокировки, который полон уведомлениями, невозможно свайпать в желаемом направлении.

Пользователь должен свайпать в определенных зонах для доступа к камере или виджета

Урок: Наличие элементов с действием горизонтального свайпа в горизонтальном окне - не самая лучшая идея.

Доступ к камере с экрана блокировки - и назад

Как было показано ранее, можно свайпнуть влево с экрана блокировки для быстрого доступа к камере. Это простой способ доступа к камере (сомнительно проще, чем иконка камеры внизу экрана в iOS 9 и более ранних версиях). Разделение на страницы внизу экрана блокировки означает, что вы можете запросто перелистывать режимы просмотра. Однако не все так просто, как кажется. Представьте такой сценарий:

Наш пользователь перелистывает до камеры после просмотра виджетов, и понимает, что он не хочет снимать фото прямо сейчас, но хочет опять увидеть заблокированный экран. Как вернуться назад? Не при помощи свайпа назад, а только при помощи нажатия кнопки “Home”, действие которой предусматривает новый механизм разблокировки и не работает таким же образом в режиме камеры.

Нарушение одного из правил Эвристики Нильсена: "Пользователь свободен и все контролирует"

Урок: Я просто оставлю Эвристику Нильсена здесь.

Хороший дизайн, который предотвращает возникновение ошибки намного лучше, чем самое красивое сообщение об ошибке.Пользователи не должны задаваться вопросом, означают ли разные слова, ситуации или действия одно и тоже.

Где живут виджеты? - На первом этаже и на втором этаже

Экран блокировки iOS содержит 2 слоя. Один - это сам экран блокировки, а сверху находится центр уведомлений.

Есть 2 способа доступа к виджетам на экране блокировки: вы можете свайпнуть вправо с экрана блокировки или зайти в центр уведомлений (свайпом вниз с верхнего края) и затем свайп вправо для доступа к виджетам.

Выдержка из несуществующей инструкции по работе с iOS 10

Это похоже на приветствие кого-то, кто сидит на на первом этаже. Вам надо найти его же в том же месте, только на втором этаже - глупо и смешно. Однако это не самая странная часть извилистого интерфейса. Гипотетический, необычный сценарий:

Наш пользователь смотрит на виджеты на экране блокировки. Он запутался, надо ли возвращаться назад к экрану блокировки при помощи свайпа влево или нажимать на страницу ниже, или свайпать вверх от нижнего края. Есть пауза… но в итоге, все происходит как надо.

Снимки экрана наглядно показывают это:

Слева: Виджеты в центре уведомлений. Справа: Виджеты слева от экрана блокировки

Схожесть 2-х экранов блокировки на разных уровнях в интерфейсе приводит к замедлению взаимодействия и заставляет пользователя остановиться и задуматься о способе выхода из экрана просмотра виджетов.

Проще говоря, навигация по разным слоям экрана блокировки создает ощущение путанницы. И еще одно - вы не можете перейти от виджета к виджету, что является логикой данной системы. Для пользователя процесс понимания не должен быть первоочередной задачей. Это пример дизайно-ориентированного дизайна, а не дизайна, ориентированного на пользователя.

Уроки:

  1. Избыточное использование информации на разных уровнях (уведомления и виджеты), приводит к запутанной концептуальной модели.
  2. Отсутствие визуальной системы и обозначений может привести к ошибкам пользователя.

Нажмите для разблокировки vs Проведите для разблокировки

В обеих моделях есть свои достоинства и недостатки, но последняя является сомнительно понятнее. Нет ничего плохого в попытке сформировать у пользователя ментальную модель поведения в “нажать, чтобы разблокировать”. Но используя концепцию “провести для того, чтобы просмотреть больше”, система застряла в прошлом.

Слайд для действий с уведомлениями следует за слайдом для разблокировки

Касательно самой разблокировки, “нажать, чтобы разблокировать” требует точности и многоуровневого ответа от системы (например, нажать кнопку Home для разблокировки и нажать кнопку Home для открытия). Такие пересекающиеся действия не только замедляют пользователя в первые несколько раз, но и усложняют процесс повторного использования.

Весь механизм работает в “игровом” формате. Однако, в нем нет элементов, которые были бы взяты из дизайна игр (хорошей инструкции, которая позволит пользователю быстрее освоится в процессе).

Вывод

iOS от Apple всегда являлась эталоном очевидности использования. Но с некоторых пор, система утратила эти качества с появлением новых опций. Возможно необходимо применить уже проверенный язык системы (как material design), который четко покажет пользователю направление для движения и вернет ясность в концепцию данной модели.

Статья подготовлена командой sketchapp.me.

+3
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем