Новые вызовы HR: софты потеснили харды
Сегодня для российских и мировых компаний soft skills важнее hard skills. Почему технические навыки уходят на второй план? Рассказывают эксперты аутсорсинговой компании «Ваш кадровый ресурс».
По данным аналитиков TalentTech, 40% компаний в 2023 году ставят задачу увеличить затраты на процессы по развитию командности и веса бренда работодателя, и лишь 15% готовы их снизить.
Такой перевес еще раз подтверждает, что основной HR-стратегией в большинстве российских компаний в этом году станет работа с мотивацией и лояльностью команды. И это одна из косвенных причин нового фокуса работодателей — на коммуникабельности, коллаборации, эмоциональном интеллекте, словом, на тех мягких и гибких навыках сотрудников, которым сложно обучить. Но при этом, именно таким талантам обязана крепкая, мотивированная, перспективная и адаптивная команда, способная идти вперед в любых условиях рынка.
Итак, по данным исследования НИУ ВШЭ наиболее востребованными у работодателей навыками сегодня становятся— социальные, или гибкие. 47% открытых вакансий включают запрос на soft skills.
Исследователи объясняют популярность гибких навыков, в том числе, их универсальностью для рабочих задач. При этом отмечают, что технические навыки (hard skills) не компенсируют нехватку гибких и наоборот.
Данные российских исследований подтверждает мировой опыт. McKinsey& Company выяснила, что 37% респондентов испытывают трудности в подборе кандидатов с креативностью и критическим мышлением, а 31% испытывают дефицит специалистов с коммуникативными навыками.
Кроме того, LinkedIn, рассказал о наиболее востребованных мягких навыках в 2022 году. Топ soft skills: адаптивность, коллаборация, креативность, эмоциональный интеллект, умение убеждать.
Чем отличаются мягкие и жесткие навыки?
Определение Hard skills обозначает профессиональные компетенции, то есть знания, ключевые для профессии, те умения, которым можно обучиться в ВУЗе за долгий период времени. Гибкие навыки, в свою очередь, необходимы для экологичной коммуникации.
Ключевыми soft skills являются навыки коммуникации, лидерства, управления временем, повышения мотивации и эмоционального интеллекта. Эти навыки позволяют принимать лучшие решения во многих ситуациях.
Мягкие навыки активируются при коммуникации — взаимодействии с коллегами, заказчиками, поставщиками, клиентами. И ключевое — этим уникальным талантам трудно обучится, это персональные врожденные особенности личности.
В отличие от hard skills, личностные навыки, или soft skills, не всегда оцениваются при приеме на работу. Но когда успех зависит от слаженности и организованности команды именно гибкие навыки выходят на первый план.
Гарвардский университет подтверждает это в своих исследованиях: по данным его экспертов, успех в работе на 85% определяется хорошо развитыми soft skills.
Soft skills важны в бизнесе, но как оценить их прямо на собеседовании
Рекрутеры утверждают, что оценка гибких навыков, в отличие от хардов — труднейшая задача найма.
Вот несколько причин, почему так легко ошибиться:
— плохо описан портрет целевого кандидата;
— рекрутер опирается лишь на интуицию;
— не проводилось тестирование соискателя;
— не верные вопросы на интервью.
Итак, продуманный пул вопросов для интервью — ключевой шаг для оценки мягких навыков. Но волшебной формулы нет. Однако, очевидно, что нужно искать две вещи: самосознание и интуицию, поскольку нужен тот, кто умеет принимать решение в условии неопределенности и тот, кто ориентируется на команду и имеет оптимистичный подход к задачам.
Вот пять идей для вопросов на собеседовании с соискателем, когда важно выявить мягкие навыки:
-Расскажите о своем опыте работы внутри группы?
-Расскажите о других участниках проекта и их ответственности?
-Вам приходилось просить помощи, расскажите об этом опыте?
-Когда появляются перерывы между работой, чем предпочитаете заниматься?
-Расскажите о самом интересном опыте в вашей карьере?
И наблюдайте за соискателем на интервью, поскольку жесты и положение тела расскажут не меньше, чем вербальный диалог.
Итак, сегодня soft skills, то есть мягкие навыки, гораздо важнее, чем hard skills, то есть технические навыки. Это связано с тем, что в современном мире все больше уделяется внимания коммуникации, управлению конфликтами, лидерству и работе в команде.
Наличие сотрудников с талантами к коммуникации и высоким эмоциональным интеллектом позволяет компании сохранять устойчивость, удерживать конкурентное положение в отрасли и соответствовать динамике рынка.
Именно поэтому работодатели ищут не только специалистов с техническими компетенциям, но и людей, умеющих общаться, слушать и понимать других. Кроме того, потребности рынка все больше смещаются в сторону универсальных компетенций, которые могут быть применимы в различных сферах деятельности.