Эволюция рынка стрит-ритейла: аренда от застройщиков и рост стоимости за квадрат
Стрит-ритейл (от англ. street retail) представляет собой вид розничной торговли, осуществляемой прямо на улицах городов, в отличие от реализации в торговых центрах или других закрытых помещениях. Такая торговля имеет свои особенности:
· Важность локации: одним из ключевых элементов стрит-ритейла является его расположение на улицах городов и районов. Это позволяет привлекать внимание пешеходов и автомобилистов, что способствует увеличению трафика магазинов.
· Появление формата «у дома»: основные участники рынка на торговых площадях первых этажей — это мини-маркеты от 50 до 350 кв. м. Часто расположен на первом этаже жилого дома. В таком магазине может быть как 600 наименований товаров, так и 6-10 тыс., и разновидностей мини-маркетов становится все больше.
· Уникальность и индивидуальный подход: при этом стрит-ритейл все еще ассоциируется с небольшими атмосферными магазинами, предлагающими уникальные товары. Они могут продавать фермерские продукты, товары с ручной работой, антиквариат и другие специализированные вещи.
· Вовлечение в экономику: стрит-ритейл часто становится частью местного бизнеса. Многие регионы поддерживают местных предпринимателей, что способствует созданию устойчивого сектора торговли.
· Эксперименты с форматами: в силу своей открытой структуры и локации, стрит-ритейл может легче экспериментировать с форматами и подходами к предоставлению товаров и услуг. Это может включать в себя использование Pop-up, уличных ярмарок и других event-приемов.
В России рынок коммерческих помещений на первых этажах зданий претерпевает существенные изменения. Если ранее основной стратегией девелоперов была быстрая реализация завершенных объектов строительства, то сегодня наблюдается тенденция задерживать активы на балансе для последующей аренды и эффективного управления.
Уход международных брендов с отечественного рынка положительно повлиял на развитие российских компаний, в том числе дал возможность открывать флагманские проекты в торговых коридорах миллионников.
Москва
В столице этот тренд принимает форму растущего влияния стрит-ритейла, который становится предпочтительным местом для локальных брендов. В исследовании NF Group, опубликованное в Forbes, сообщается, что примерно 10% торговых площадей остались вакантны в столице на конец 2023 года. Также в 2023 году на центральных улицах города открылось 30 магазинов российских компаний, что на 57% больше, чем в предыдущем году. Этот феномен говорит о позитивном тренде, который выражается в экспансии рынка, пусть и точечной.
За предыдущие полтора года федеральные ритейлеры отработали большую часть площадей. Их стратегией было активно осваивать площадки ушедших иностранных брендов не только в торговых центрах (после ухода из РФ иностранных компаний), но и на улицах. Такой подход дал возможность торговым сетям укрепить свои позиции и расширить присутствие, обеспечивая при этом заполнение высвободившихся площадей.
Другим ключевым фактором, влияющим на изменения рынка, стал рост предложений аренды коммерческих помещений. Девелоперы все чаще отдают приоритет управлению, а не реализации, как раньше. За счет аренды у строительного сектора создается дополнительный источник прибыли, нацеленный на долгосрочную перспективу, а также улучшаются условия для бизнеса в целом.
Санкт-Петербург
Стоимость реализации коммерческих площадей тоже неуклонно растет. Согласно исследованию, которое провела группа «Аквилон», цена «квадрата» таких помещений в жилых домах Санкт-Петербурга растет опережающими темпами по отношению к жилью. По данным компании, средняя стоимость квадратных метров жилых помещений с 2018 года выросла в 2,1 раза (против 2,4–2,7 раза в коммерции).
Структурно вид стрит-ритейла Санкт-Петербурга тоже меняется, если ранее первые этажи занимали обычно продуктовые магазины, промтовары и салоны красоты, то сейчас другая тенденция. Так, становится больше кофеен и пекарен (на них может приходиться до 15% площадей), а также пунктов выдачи заказов (до 7%). При этом по сравнению с 2022 годом средняя площадь приобретаемых коммерческих помещений уменьшилась со 150 до 70–80 кв. м, утверждает девелопер.
Рост спроса на коммерческую площадь также можно обосновать и тем, что в стране все еще много «свободных денег», которые приходится защищать от обесценивания, а недвижимость для этого наиболее предпочтительный инструмент. За последние пару лет этот вид инвестиций показал себя как самый надежный не только в РФ, но и в мире.
Несмотря на позитивные тенденции, рынок стрит-ритейла сталкивается с вызовами, такими как ограниченное число свободных торговых площадей и рост стоимости на них. Развитие уличной торговли и локальных брендов демонстрирует позитивную динамику, хотя вызовы, связанные с ограниченностью свободных площадей, требуют комплексных стратегий для обеспечения устойчивого развития этого сегмента рынка.